Говорить о любви и о Боге
и вопросы себе задавать.
Светлана Кекова
Говоря о современном поэте, нельзя смешивать
временное его пребывание в мире с
со-временностью его стиха. В стихах – вечное,
истина, которая не может быть детерминирована
конкретностью хронологии. Тонкая поэтическая
мистерия подвластна немногим; лишь тот, кто
чувствует незримые связи между вещами, кто эту
соотнесенность явлений зримого мира понимает от
истока, может найти драгоценные словесные
формулы для выражения вечного. Поэт – посредник
между вечностью и человечеством. Бывает такой
эффект узнавания: когда читаешь стихи и можешь
даже не понимать, о чем они, но ты чувствуешь: это
твое. Совпадение мироощущений? Стихотворения
Светланы Кековой публикуются почти во всех
литературных журналах, о ней пишут статьи
Григорий Кружков и Бахыт Кенжеев, ее "творческая
мастерская” привлекает и журналистов, и
профессионалов-филологов. Зеркала поэтических
строк… В них отразились небо и земля, летающие
рыбы и плывущие в глубине океана птицы,
пространство и время, паруса дней и воздушные
пределы души. Сама же поэтесса находит символ для
своей метафизической поэзии – лестница Иакова.
Куда же ведет лестница ее стихов? Любовь и Бог –
то неопровержимое, что выше человеческих сил, то,
что существует независимо от наших желаний в нас
самих. Любовь и Бог держат на себе весь мир, мир
поэтической мысли…
И еще сказал Он речной воде,
и песку морскому, и стае птиц,
что любви сиянье живет везде,
отражаясь в тех, кто не прячет лиц.
Есть такая строчка псалма: "Всякое дыхание да
хвалит Господа”. По Кековой, в этом истинная
задача поэзии. В наше время религиозная культура
и привлекает, и отталкивает людей. Найти точку
опоры для "самостоянья” стремится каждый, но,
испытывая судьбу, всегда возвращаемся к
первичным основам бытия. Стихи – выражение души,
а душа и совесть человека знают больше, чем
способен постичь ум. Двадцать пять лет Светлана
Кекова преподает литературу, она человек высокой
филологической культуры, и совершенно органично
образы ее поэзии сплетают единство мира в слове
Бог. Он везде, как первопричина, как итог
поэтических раздумий о мире и человеке в мире: в
запахе клевера, в щебетании птиц, в величии
деревьев…
Я скажу негромко, минуя красоты слога:
"В небе вьется птица – пернатый помощник Бога”.
Поэт, чтобы сказать, должен услышать,
почувствовать и понять то, что скрыто от
обывательского глаза, уха, разума:
… и вижу – в одежду из ситца оделись лесные
цветы.
Искусство питается страстями, несет в мир
соблазн познания. В ритме строки пульсирует
любовь и понимание собственного дара. Главное в
поэте – именно осознание этого дара и принятие
всего груза ответственности за возможность
"рассказывать” людям душу. Дар позволяет
проникнуть в неведомые глубины мироздания,
подчинить перу ловкое слово, найти нужный ритм,
достичь гармонии мысли и чувства.
Созрели коробочки мака, зарос лопухами овраг,
а слово выходит из мрака и снова уходит во мрак.
Его не поймаешь, не скроешь, не спрячешь навеки –
увы –
среди разноцветных сокровищ растущей на воле
травы.
Его драгоценного смысла не может коснуться
пророк.
Висят над водой коромысла как повод читать между
строк…
А между строк, за каждым словом стиха –
"прозрачная, как вода в горсти”, душа. Душа,
обитающая в мире, где "небо – всему основа”,
строительство дома начинается с красного угла,
"чтобы было где .. поставить икону Спаса”.
И под каждым мигом – его ладонь,
и в глубинах вечности смерти нет,
в сердцевине мира горит огонь,
а любая тьма укрывает свет.
Что это за мир? Иллюзия он или индивидуальная
реальность, скрытая от посторонних глаз? Мир этот
– невесомое пространство, созданное из
"бликов” "тоской ума, игрой воображенья”,
здесь различим "закон сердечного движенья”,
здесь пролегают дороги души. Душа же Светланы
Кековой идет по следам слов:
… а душа летит в этот слепящий мрак.
Поэтесса живет в мире, где время течет по
церковному календарю, свободу ограничивает лишь
небо, где "деревьев стоят иконы”:
У любви на краю я в пространстве и времени этом
на коленях стою перед словом, цветком и
предметом…
В поэтических текстах Кековой ощущается особая
чуткость к растительному миру. Травы, цветы для
нее – это совершенный образ молитвы. В них
безыскусная красота, абсолютное отсутствие
агрессии. Стихии земли, воды, воздуха влекут
поэтическое сознание С.Кековой: очень хочется
иметь крылья, плавники, листья и бутоны…
– Зачем Ты, о Боже, меня покарал,
лишив меня крыл голубиных? –
– Не нужно себя разрешать от оков,
как воду реки – от воды родников:
попробуй достать из-под спуда
простую надежду на чудо.
Разговоры с Богом рождают в стихе Кековой
бесконечное количество вопросов, которые она
задает не только себе, но и читателю. Стараясь
ответить на них сама, она не лишает и нас права
голоса, оставляя между строк пространство, в
котором каждый "выводит свою ступень”. Лестница
Иакова…
Но как, скажи, нам научиться
на перекрестке двух дорог
так полюбить цветок и птицу,
как человека любит Бог?
Слова – носители мироощущения, вспыхивающие в
сознании монограммы бытия:
…Я губами ловлю невесомые капли,
вылетает душа из обители тесной…
Она никогда не возвращается к своим уже
написанным стихам. Отношения с прошлым всегда
сложны: жизнь оказывается разбитой на отрезки,
части. С. Кекова настойчиво ищет скрепу,
связующую идею собственной жизни и поэзии. Ее
стихи – звезды, а "если звезды зажигают, значит
это кому-нибудь нужно”, особенно, если эти звезды
выстроились дорожкой в Млечный путь, на который
Кекова приглашает ступить и увидеть мир сверху…
А ночью, когда над водою взойдет Волопас
и звездное стадо погонит куда-то на север,
вы вдруг ощутите, как пахнут ромашка и клевер –
и радости вашей никто не отнимет у вас.
Высота христианского отношения к миру выражена
для поэтессы в словах апостола Павла: "Всегда
радуйтесь, непрестанно молитесь, за все
благодарите”. До этой высоты далеко. Трагедия –
один из критериев осознания истинности бытия.
Как человек проходит свой путь, как совершает
шаги по ступеням – вот это и составляет его
творчество.
И будет ветка стекло царапать
и солнце сиять, как медь,
и будут слезы неслышно капать,
а сердце – страдать и петь…
|