"Война
и мир" — русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, — это как
"Илиада"», - говорил Толстой Горькому.
С
самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной жизнью
героев, но и теми историческими событиями, на фоне которых разворачивается
действие.
В
центре этих исторических событий стояла война 1812 года. Она и является сюжетным
стержнем «Войны и мира». Всем героям романа, как из высшего аристократического
общества, так и простым крестьянам, пришлось столкнуться с войной прямо или
косвенно. Именно в войне раскрывались подлинные характеры людей, выявилась их
суть.
«Война
и мир» начинается сценами, рисующими дворянское общество с его светскими
салонами, пустыми разговорами и балами. О мирной жизни героев повествуется в
первых двух томах. За это время мы успеваем привыкнуть к персонажам, втянуться
в их быт и даже прожить с ними целых семь лет. Начавшаяся война с французами на
первых порах не затрагивает глубин страны. Не изменился обычный распорядок
жизни в Лысых Горах, куда заезжает князь Андрей, следуя в армию из Молдавии.
Как и прежде живет и семья Ростовых в Москве, больше озабоченная болезнью
Наташи, чем войной.
В
светских салонах все так же встречаются аристократы, разве что немного
изменились темы разговоров. О войне говорят, но
она далеко и пока никто не представляет себе всей
трагичности ситуации. Идея народного ополчения вызывает у дворян опасение, что
крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор... а то вернется к вам ни
солдат, ни мужик, и только один разврат», — так говорил один из собравшихся в
Слободском дворце дворян. У другого оратора, «которого Пьер в прежние времена
видал у цыган», «нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в крике:
«Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию».
Толстой
осуждает и высмеивает этот ложный патриотизм, который проявляется только на
словах. Мало озабочены войной пока и крестьяне. Народная Россия еще не поднялась,
не ощутила грозящей нации опасности. И лишь тогда по настоящему всколыхнулась Россия,
когда враг подошел к Смоленску. Автор показывает поведение в этот момент всех
слоев нации, не только дворян, но и купечества, мещанства, крестьян и
мастеровых. Люди взволнованы предстоящими событиями. Старый князь Болконский
набирает крестьянское ополчение. Этот эпизод усиливает трагичность войны. Теперь
уже ни один человек не может стоять в стороне. Сдан Смоленск, повсюду страшные
картины разорения, гибель урожая. Все это происходит на фоне отступления
войск. «Жара и засуха стояла более трех недель... Оставшиеся на корню хлеба сгорали
и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по
сожженным солнцем лугам. Шли отступающие войска, утопая в пыли. Солнце
представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой
неподвижной атмосфере... » Толстой воссоздает тягостную картину отступления
русской армии, которая воспринимается как народное бедствие.
Вместе
с тем растет решимость выстоять и озлобление против врага. В войну с французской
армией вступает вся нация: от представителей дворянства до крестьян; создаются
партизанские отряды. Война приобретает новый, народный характер с момента прибытия
в армию ее нового главнокомандующего.
Кутузов
олицетворяет в романе подлинно народную стихию и народную мудрость. Раньше
судьба страны была в руках тех немецких генералов-теоретиков, которыми окружил
себя Александр. Кутузов же — герой народный, национальный. Толстой показывает,
с какой любовью относятся к нему простые солдаты и партизаны. «Говорят, всем доступен,
слава богу. А то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы просился. Теперь,
авось, и русским говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все
отступали, все отступали», — говорит о Кутузове Васька Денисов. В Кутузове, по
мнению Толстого, воплотилось все лучшее, чисто народное. Он не только умудренный
богатейшим опытом, но и талантливый полководец. Он знает и понимает душу
русского человека, и солдаты ему доверяют. «Спасибо» Кутузова было высшей
наградой. Он знает и понимает также, что часто решают участь сражения не
распоряжения главнокомандующего, не количество пушек и людской силы, а неуловимая
сила, называемая боевым духом. И он умеет создать боевой дух у солдат, умеет
поддержать кого ласковым словом, кого взглядом, кого направить на путь истинный
строгостью.
Через
войну прошли все герои романа, она нашла отражение в судьбе каждого из них.
Общение Пьера с русскими солдатами рождает в нем желание «войти в эту жизнь, всем
существом пропитаться тем, что делает их такими». В войне проявил себя как подлинный
патриот Андрей Болконский, который, осознавая, что родина в сделал все, что
мог, для ее защиты.
Толстой
ярко рисует сцены боя в романе. Он не прикрашивает войну, показывает все ее
ужасы, всю боль и кровь. Бородино сломило французов. В упорнейшей битве русские
не только выстояли, но и совершенно измотали французское войско. Надо добавить,
что превосходство в человеческой силе было на стороне французов.
Кутузов,
заступая на пост главнокомандующего, грозил французам: «Они будут у меня
конину жрать!» И действительно, они, когда у них животы подвело от голода, жрали
не только конину, но и падаль, кутались, спасаясь от холода, в тряпье и, в
конце концов, с позором бежали из Москвы.
«Все
торжествовало победу, все кипело жизнью в разоренной и ожившей
столице».
Но
победа досталась дорогой ценой. Лучшие люди за спасение отечества заплатили
своей жизнью. Толстой показывает, что война стала историческим рубежом в
развитии русского общества. Со смертью старого князя Болконского отходит в
прошлое екатерининская эпоха. Разорение Ростовых и смерть графа Ильи
Андреевича знаменуют конец и старого патриархального быта. |