Вариант 1
...В мой жестокий век восславил я свободу...» А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:
Свободой Рим возрос, а рабством погублен...
Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.
В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы — «К Чаадаеву». В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что «Россия вспрянет ото сна». И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому «пробуждению» — «гнет власти роковой». Ощущая в себе порывы «нетерпеливой души», Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! Тема вольности России возникает и в стихотворении Пушкина «Деревня», однако той уверенности, какой наполнено стихотворение «К Чаадаеву» в неотвратимой свободе народа у поэта уже нет, хоть «Деревня» была написана спустя всего один год после «К Чаадаеву». Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.
Стихотворение «Деревня» заканчивается вопросом автора, в котором — неуверенность и даже отчаяние:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, павшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Тема вольности звучит и в оде Пушкина «Вольность», и в стихотворениях «Во глубине сибирских руд...», «Арион», «Анчар» и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... » великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Вариант 2
Французская буржуазная революция обусловила крах феодализма в Западной Европе, рост национального самосознания и борьбу угнетенных народов за независимость. Лучшие представители дворянства в России сознавали политическую необходимость освобождения крестьян от крепостного рабства, которое было преградой для социально-экономического развития страны. Но задача прогрессивных деятелей была шире — раскрепощение личности, утверждение идеала духовной свободы человека.
Победа русского народа над претендовавшим на мировое господство Наполеоном породила и надежды социальные реформы. Многие призывали царя к решительным действиям. Пушкин, как и другие лицеисты, с восторгом и умилением провожал русские войска, идущие освобождать народы Европы от наполеоновской тирании, и плакал от отчаяния, что не может участвовать в великом историческом походе. Впоследствии в стихотворении «Наполеон» Пушкин высоко оценил роль этого «могучего баловня побед» в социально-духовном возрождении народов Европы и столь же сурово осудил его за властолюбивые устремления:
Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир, <...>
И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал, —
Тогда в волненье буръ народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
Стремление к неограниченной власти, самодержавному правлению и господству над другими народами превратило Наполеона из освободителя Европы в ее тирана, душителя возрождения:
И обновленного народа
Ты буйность юную смирил...
«Лицейский дух» свободомыслия, товарищества, чувства собственного достоинства, независимости суждений и поступков, отвращения к угодничеству перед высшими чинами, а также подъем патриотических настроений в обществе, надежды на приобщение к демократическим реформам — все это обусловило свободолюбивые настроения юного поэта, его активный протест против тирании и деспотизма, социального неравенства. Юный Пушкин прославляет свободу как символ прогресса и благоденствия и осуждает рабство как признак реакции и упадка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен...».
В оде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин утверждает идеал общественного устройства, который заключается в создании и неуклонном соблюдении прогрессивных законов:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье...
Пушкин призывает властителей:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Поэт приводит исторические предостерегающие царей от проявлений тирании, злоупотреблений властью, и вдохновляет народ на отстаивание своего права на свободу и достоинство:
Тираны мира! Трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Вскоре поэт разочаровывается в своих идеалистических представлениях о стремлении монарха сделать все возможное для улучшения жизни подданных: Александр Первый не решался на радикальные реформы, ликвидирующие крепостное право. Россия продолжала оставаться феодальной страной. Прогрессивно мыслящие дворяне, к числу которых принадлежали и друзья Пушкина, создавали революционные общества с целью насильственного свержения самодержавия и ликвидации крепостного права. Пушкин формально не состоял в таком обществе, однако родственный образ мыслей привел его к осознанию невозможности либеральных преобразований в России. Об этом поэт пишет в стихотворении «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
Пушкин возлагает свои надежды не на монарха, а на свободолюбивую дворянскую молодежь. Поэт не призывает ее к восстанию, но верит, что образованность, ум, стремление к свободе и горячая любовь к родине способны обеспечить России лучшее будущее. Пушкин верит, что передовая молодежь столь же самоотверженна, как он сам, и главное для нее — не светские забавы, а свобода:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Но как надежды на централизованные реформы, так и упования на энтузиазм и свободолюбие прогрессивного дворянства не сбываются. В стихотворении «Деревня» уже звучит отчаяние и безнадежная горечь: Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Лирический герой стихотворения «Свободы сеятель пустынный... » сокрушается, что его призывы к освобождению от оков крепостничества не были восприняты народом, «живительное семя» свободы не взошло, отторгнутое недоверием и безразличием к собственной судьбе.
В стихотворении, посвященном сосланным в Сибирь друзьям-декабристам, Пушкин оптимистично утверждает: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». Поэт убежден, что их великая жертва не напрасна и декабристы увидят торжество социальной справедливости:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут, В стихотворении датируемом 1827 годом, Пушкин утверждает неизменность своих вольнолюбивых взглядов; «Я гимны прежние Поэт считал свободу одной из высших ценностей, которой должен служить настоящий поэт:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
|