Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
Ф.И. Тютчев
Читаю "Тёмные
аллеи” и проникаюсь сладкой завистью к человеку,
который оставался влюблённым в жизнь в своём
немолодом возрасте. Мне кажется, что написать
такие строки, где всё пронзительно, как звук
скрипки, мог только человек с редчайшим талантом
– умением любить! От этих рассказов исходит
такая мощная энергия, что совершенно забываешь:
человеку, писавшему их, было за шестьдесят.
В "Тёмных аллеях”
И.А. Бунин пишет о любви – чувстве, которое
оставляет глубокий след в человеческой душе.
Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году,
открывает книгу, задавая общий эмоциональный
настрой, тематику и проблематику всему циклу.
В этой новелле (именно так определяется жанр)
действие разворачивается очень быстро, стремясь
к развязке, сюжет сжат, в нём нет побочных линий.
Несмотря на эти особенности жанра, автору
удалось полно раскрыть тему трагической любви
людей различных сословий.
Прочитав однажды стихотворение Огарёва
"Обыкновенная повесть”, И.А. Бунин решает
написать рассказ, в котором случайность приводит
странствующего офицера на постоялый двор, где он
встречает давнюю и некогда брошенную им
возлюбленную.
Композиционно
рассказ состоит из экспозиции и двух частей (в
первой части происходит встреча героев, во
второй – их прощание). Пейзаж холодной осени,
нарисованный автором в экспозиции, настраивает
читателя на трагический исход истории любви, о
которой пойдёт речь в следующей части. На фоне
этого "холодного” пейзажа мы видим старика с
"белыми усами”, "седыми волосами”, попавшего в
тёплую горницу хозяйки постоялого двора.
Подробно (деталь у Бунина имеет особое значение)
автор показывает обстановку в ней: "В горнице
было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый
образ в левом углу, под ним покрытый чистой
суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые
лавки...” "Как чисто, приятно у тебя”, – сразу
замечает Николай Алексеевич. Так – через деталь
– автор показывает трудолюбие, чистоплотность и
хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.
Писатель также обращает внимание читателя на
силу характера Надежды. "Бессердечно”
брошенная любимым, она, по-видимому, пережила
немало трудностей, но не рассказывает о них, не
желая ни сочувствия, ни жалости. Более того, она
не только устроила свой быт, но и "всё, говорят,
богатеет”. Даже мужики с уважением отзываются о
ней: "Баба – ума палата”.
Всё восхищает Бунина в героине (это чувствуем
мы в подтексте), он любуется ею: "Темноволосая...
красивая не по возрасту женщина, похожая на
пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе
и вдоль щёк, лёгкая на ходу...”
Надежде удалось сохранить не только былую
красоту, но и остаться верной своему чувству.
"Всё проходит, да не всё забывается”, –
утверждает она в ответ на слова офицера, который
уже успел о многом позабыть: "Всё проходит, мой
друг... Любовь, молодость – всё, всё. История
пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит... Как
о воде протекшей будешь вспоминать”. Иная
Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно
бьющий ручей любви, которую она пронесла через
всю свою жизнь. "Молодость у всякого проходит, а
любовь – другое дело”, – говорит героиня.
Вспоминаются строки Ф.И. Тютчева:
Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдана любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови.
Огонь обиды и любви ровно пылает в сердце
Надежды, но, заметьте, она ни в чём не обвиняет
Николая (в этом состоит своеобразие новеллы: в
ней нет виноватых). Ярким лучом проходит через
всю её жизнь это огромное страстное чувство,
наполняя её счастьем, пускай даже в одиночестве.
Их любовь родилась в тени аллей, и сам Николай
Алексеевич скажет в конце рассказа: "Да, конечно,
лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!”
Но... у Бунина любовь не бывает долгой. Она, как
"лёгкое дыханье”, посещает героев и исчезает в
тот же миг, являясь лишь в "минуты роковые”.
Хрупкая и непрочная, она обречена на гибель:
Николай Алексеевич бросает Надежду, и сейчас,
встретившись много лет спустя, они вынуждены
вновь расстаться. Короткая, ослепительная
вспышка чувства, до дна озарившая их души,
приводит героев к страданиям. Мучается не только
Надежда, но и Николай. Автор обращает внимание на
его душевное состояние: "краснея сквозь седину,
стал говорить”, "покраснел до слёз”,
"болезненно усмехнулся”.
В заключительной части, когда герои прощаются,
Николай Алексеевич понимает, какие же минуты его
жизни были главными. Бунин не случайно вводит
здесь образ солнца "низкого”, "бледного”,
символизирующего потухшие, угасшие чувства
офицера, скудно озаряющие "пустые поля” его
жизни, в которой так и не нашлось места счастью:
жена "изменила”, "бросила”; сын "вышел
негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без
совести”. Любовь обернулась трагедией, но иначе
у Бунина быть не могло, потому что для него это
прекрасное чувство не может существовать в
браке, семье. Бунинские герои обречены на
страдание, ибо "лёгкое дыханье”, разлившееся в
воздухе, всегда сменяется тёплым выдохом
разлуки.
Написанный в
эмиграции, рассказ и не мог иметь счастливого
конца. Читая его, ощущаешь катастрофичность
бытия, которую чувствовал писатель, живший вдали
от любимой России. Всё же произведение не
оставляет тягостного впечатления, так как
Надежда и Николай любят друг друга, а, по Бунину,
"всякая любовь – великое счастье...” Одного её
короткого мига достаточно, чтоб осветить всю
жизнь героев.
В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют
светлые и тёмные начала. Наряду с озаряющим жизнь
чувством, у каждой влюблённой пары есть свои
тёмные аллеи.
|