Тема женской свободы и равноправия,
идеал полнокровной, яркой, не ущемленной условностями жизни были
свойственны творчеству всех Бронте. Критика не раз отмечала, как
созвучна современности и тема борьбы за эмоциональное и гражданское
равноправие женщины. Именно в творчестве Шарлотты Бронте и ее сестер
возникает в английской литературе XIX века образ
новой женщины в противовес утверждавшемуся буржуазно-викторианскому
идеалу «кроткого ангела», чья роль в жизни - быть только хранительницей
домашнего очага.
Женщина в творчестве Бронте - существо
свободолюбивое, независимое, равное мужчине по интеллекту и силе
характера. В этом аспекте интересна связь творчества Бронте и с XVIII
веком, веком Просвещения, почему, в частности, закономерен вопрос о
продолжении Шарлоттой и ее сестрами традиции Мэри Уолстонкрафт и Мэри
Шелли. Но эта же традиция была «передана» сестрами Бронте и
современникам. В Англии, например, образ Джейн нашел отклик в поэме
Э.-Б. Браунинг «Аврора Ли», героиня которой утверждает ценность и
равноправие женщины в мире духовном и в мире чувств. Особенно много
подражаний вызвала «Джейн Эйр» в Америке, где в 60-70-е годы «женский
роман», то есть роман,
написанный женщиной и о женской судьбе, становится очень популярным.
Сразу же завоевавший большую известность и признание, роман Бронте
становится идеалом, по образу и подобию которого создается множество
произведений. Укореняется сама типология образа бедной, но гордой
девушки и конфликта, ситуации, «заданной» Шарлоттой Бронте в ее
знаменитом романе: героиня (не обязательно гувернантка, но, как правило,
молодая девушка или женщина) оказывается в неблагоприятных
обстоятельствах и только благодаря своей моральной цельности,
стойкости, уму и характеру преодолевает жизненные невзгоды. Более
того - добивается успеха, в том числе и прежде всего - материального.
Такая, американская, трансформация темы
духовной и нравственной победы Джейн Эйр была, конечно, данью типично
буржуазному представлению о счастье и благополучии. Многие из этих
американских подражаний «Джейн Эйр» были, по сути дела, тривиальными,
мелодраматическими историями на тему «как мне повезло», и не случайно
подобная коллизия была высмеяна известным американским писателем Ф. Брет
Гартом в одной из серий его пародий на знаменитые произведения XIX
века, известной под названием «Романы в сжатом изложении». Отличительная
черта этих историй - романтизация успеха, а не романтика труда, как это
мы видим в произведениях Шарлотты Бронте.
Центральный роман Шарлотты Бронте, в
котором явно прослеживается проблема эмансипации - «Джейн Эйр». Он
привлек и поразил читателей образом главной героини, смелой и чистой
девушки, одиноко ведущей борьбу за существование и за свое человеческое
достоинство. История этой борьбы рассказана от первого лица. Это не
автобиография Шарлотты Бронте: история Джейн Эйр имеет только отдельные
точки сопрокосновения с жизнью писательницы. Недавно был описан
прообраз Джейн Эйр. Английская газета «Дейли Мейл» сообщила, что
преподавательница Маргарет Коннор занималась исследованием прообраза
главной героини романа «Джейн Эйр». Ее исследование позволяет сделать
вывод, что прототипом героини явилась действительно существовавшая
женщина по имени Френсис Джейн Эйр. Жила она в Фулнеке, близ города
Лидса, где служила учительницей в школе при церкви. Просматривая
церковные записи, М. Коннор обнаружила там документальное свидетельство
любви молодой учительницы к врачу-хирургу Мэчилу, практиковавшему в
расположенном неподалеку городке Падси. Через общих друзей и знакомых
слухи об этом романе легко могли достичь семейства Бронте, жившего в том
же округе Вест Райдине, графство Йоркишр. Сначала Френсис Джейн Эйр и
доктор Мечил скрывали свои отношения. Джейн не хотелось менять должность
учительницы на положение замужней матроны, тем более что, как
установила Маргарет Коннор, мисс Эйр, которую звали согласно первому
имени, «Фэнни», приобщилась в двадцатилетнем возрасте к религиозной
секте «Одиноких Сестер».
Однако в церковных книгах вскоре
появилась запись: «Член секты Одиноких Сестер Френсис Джейн Эйр завязала
отношения с мистером Мэчилом, хирургом из Падси, но так как в их
отношениях не замечено ничего нескромного, старейшины секты не стали
вмешиваться, хотя и сообщили отцу Фэнни Джейн об этой дружбе…».
Как удалось установить М. Коннор, в конце концов влюбленные поженились и
были счастливы. Результаты поисков Маргарет Коннор были с
признательностью восприняты Мемориальным обществом Бронте. Однако
директор Музея сестер Бронте в Хоуорте Майк Хилл по этому поводу
справедливо заметил: «Большая часть образов в любом романе имеет более
или менее фактологическую основу. Но искусство в том и состоит, что из
этих образов может создать воображение автора». А воображение создало
роман, который читают уже больше 150 лет. Роман стал важной вехой в
истории борьбы за женское равноправие. Разумеется, это пока еще не
политическое равноправие. Шарлотта Бронте отстаивает равенство женщины с
мужчиной в семье и трудовой деятельности. Ш. Бронте своим творчеством
близка французской писательнице Жорж Санд.
Знаменитый роман Ж. Санд «Консуэло»
(1824) был любимым романом Ш. Бронте и оказал определенное влияние на
создание образа Джейн Эйр. Со всей страстностью эмоциональной натуры
Бронте рвалась к широким просторам большой и осмысленной жизни, которую
угадывала за пределами своего узкого и нездорового мирка,но
наталкивалась на условности, предрассудкии укоренившийся обычай. Брак
и домашнее хозяйство либо унизительная роль гувернантки в
зажиточных семьях - единственная перспектива, открывавшаяся в ту
пору перед женщиной, - вызывают в Шарлотте негодование и протест.
Заметим, что, если Жорж Санд - ее старшая современница - требует для
женщины свободы в выборе любимого, Бронте идет много дальше и во всех
своих книгах ратует за право женщины на выбор профессии и
самостоятельного положения в обществе. Возмущение Шарлотты против
несправедливости положения женщины в современном ей обществе
определило впоследствии образы
ее героинь. Первое издание романа полностью называлось: «Джейн
Эйр. Автобиография», что привело Бронте в смятение, хотя мужской
псевдоним пока охранял ее от попыток отождествления героини с автором.
Но, несмотря на действительно существовавшей прототип, можно заменить в
образе Джейн Эйр автобиографические элементы, но, скорее,
нравственно-этического, духовного характера.
А какова сама была писательница, которой
ко времени создания ее второго романа исполнился тридцать один год? Она
была горда, самолюбива, искренна, обладала в высшей степени развитым
чувством собственного достоинства, которое иногда словно бы хочет
приголить чисто христианским смирением - но не смиренномудрием. Она умна
и очень ценит ум в себе и других. Она благодарна богу за способности,
талант и умеет уважать талант чужой. Она не зависима, вольнолюбива и
непокорна духом, честна и прямодушна, мужественна, стоична даже в
безнадежности. Литературный талант для нее - это прежде всего путь к
независимому и более или менее благополучному существованию. Ей не чужд
был практицизм в делах. И она, и Эмили были держателями железнодорожных
акций, она могла предвидеть трудности, связанные с их скромными
«капиталовложениями», и только боязнь огорчить Эмили - выразив недоверие
к ее финансовой стратегии - помешала ей вовремя реализовать бумаги и
избежать денежных потерь.
Шарлотта Бронте, застенчивая, робкая,
иногда панически теряющаяся при незнакомых людях, была прирожденным
борцом: «Жизнь - борьба, и все мы должны бороться», - говорила она.
Такова и ее Джейн Эйр. Каковы взгляды Шарлотты Бронте на проблему
эмансипации, что она подразумевает под ней и вкладывает в нее, как она
реализовала их в обрисовке образа главной героини романа «Джейн Эйр»
можно проследить при обращении к самому тексту. |