«Звучал, как колокол на башне вечевой... » — этими словами о стихах своего предшественника хотелось бы начать рассуждения о политической лирике А. С. Пушкина. Молодой А. С. Пушкин, только что окончивший Царскосельский лицей, оказался перед прозой жизни, столкнулся с несправедливостью крепостнического строя. Россия после славных побед над Наполеоном начинала поддаваться губительному гниению изнутри. Не выдерживая испытания временем, рушились вековые устои самодержавия. Захватническая внешняя политика царя хоть в какой-то мере должна была затушевать клас- отвести взгляд здравомыслящего от проблем внутренних, разжечь в каждом чувство национализма... Россия превращалась в «жандарма Европы», сама задыхаясь под властью тирана.
Увы! куда ни брошу взор -
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Это — ода «Вольность» А. С. Пушкина. Но не только пессимизмом веет от этого произведения поэта. Оно призывает и к борьбе: «Восстаньте, падшие рабы!» Стихотворение «К Чаадаеву»: — философские раздумья молодого человека, который должен сделать выбор в жизни. Выбор этот приходилось делать каждому, избирая дорогу «народного заступника» или дорогу «раба». Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман...
А. С. Пушкин утверждает и проповедует не уход от борьбы, не пассивную романтику со стонами, вздохами, а битву за светлое будущее Отчизны: Но в нас горит еще Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. «Минута вольности святой» — разве ради этого не стоит жить?! Верой в грядущее счастье народов России пронизаны последние строки этого послания:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Гимн свободе, прозвучавший здесь, утверждает еще и необходимость посвятить всего себя борьбе. Когда все люди осознают эту необходимость, только тогда они сумеют искоренить «барство дикое», которое «без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! — , призывает поэт.
В стихотворении «Деревня» поэт использует антитезу, с помощью которой он противопоставляет красоту русской природы суровой правде жизни. Этим он добивается такого реального изображения «невежества», что становится страшно и горько видеть язвы на теле Родины: Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея... Злые языки обвиняли поэта в отсутствии патриотизма.
Да, действительно, патриотизм поэта — это не восхваление самодержавия и царской семьи, не восхваление внешнеполитической деятельности царизма, не преклонение перед «либерализмом» бюрократического аппарата государства. Он бичует и обличает все это. Это патриотизм, который разовьет М. Ю. Лермонтов в своих произведениях «Прощай, немытая Россия!», «Родина» и других. А. С. Пушкин никогда не боялся высказывать такие мысли, от которых у царя и его сановников «ползали мурашки по телу»:
Мы добрых граждан позабавим,
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
На вопрос Николая I, где был бы поэт 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, Пушкин ответил: «С друзьями», то есть с декабристами, на Сенатской площади. Служение Отчизне — эту идею поэт пронес через всю жизнь. В эпоху махровой реакции, последовавшей за разгромом восстания 1825 года, он находит в себе силы заявить: «Я гимны прежние пою...»
В послании «В Сибирь» поэт пишет о благородном поприще своих товарищей: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое Поэт верит, что одиночество его не вечно, справедливость восторжествует и он снова увидит своих друзей на свободе. Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти. Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю I, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией «Фелицы», адресованной в свое время Г.Державиным Екатерине II.
Нужно обладать смелостью и огромным талантом, чтобы поучать монарха. Но все же Пушкин идет и на некоторый моральный компромисс, проводя параллель между «мятежами и казнями» «начала славных дней Петра» и кровавым завершением восстания декабристов, где большинство пострадавших были близкими поэту людьми. Как объяснить этот компромисс?
Во-первых, А. С. Пушкин был истинным сыном своей монархической эпохи. Он верит в «рабство, падшее по манию царя». Во-вторых, поэт, ставя столь высокую планку Николаю I, желает смягчить участь своих друзей, внушив монарху, что можно «правдой привлечь сердца» и «нравы укротить наукой». Александр Пушкин мечтает видеть на троне мудрого царя. Образованный и совестливый самодержец — идеал русского народа. Однако продолжались гонения на свободомыслящих людей. И не все выдерживали. Некоторые гнули спины под все ожесточающимся напором реакции, другие, замаливая «грехи переходили в лагерь ца- ризма. Но неколебимо высилась фигура гиганта — фигура Пушкина. Он был одним из немногих, кто продолжал петь песнь Свободе, Равенству и Братству. |