Многое спрашивать,усваивать,
учить других – тайна великой
учености. Как можно больше
спрашивать, спрошенное
усваивать, тому, что усвоил,
обучать других – эти три
правила дают возможность
ученику побеждать учителя.
Я.А. Коменский
При составлении проекта открытого урока в первую очередь учитывается характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей обучающихся. Это позволяет учителю ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели.
Далее следует обоснование актуальности проекта урока.
Представляются несколько причин:
во-первых, рассмотрим содержательный аспект;
во-вторых, именно такое содержание позволяет без дидактических натяжек реализовать весь комплекс педагогических целей урока и продемонстрировать ход и результаты этой реализации. Содержание данного урока в целом предоставляет прекрасные возможности для постановки и осуществления целей образовательного процесса: диагностических, познавательных, исследовательских;
в-третьих, важной стороной актуальности выступают возрастные особенности обучающихся 7 класса, где будет проводиться урок;
в-четвертых, проект данного урока дидактически весьма актуален.
Мы сможем здесь увидеть и коллективные организационные формы обучения, и элементы технологии развивающего обучения.
Проблемное поле проекта.
Оно охватывает несколько блоков.
Содержательная проблема урока в необходимости разрешения противоречия между обезличенными знаниями государственного стандарта о слитном и раздельном написании приставок в наречиях, которые должны быть усвоены всеми обучающимися и собственными результатами, выработанными этими же обучающимися в самостоятельной деятельности.
Дидактико-технологическая проблема урока
- в необходимости разрешения противоречия между фронтальными средствами обучения, предназначенными для класса в целом и индивидуально – групповыми средствами обучения и воспитания, адресованными каждому ученику.
Исследовательская проблема урока
в необходимости разрешения противоречия между традиционной дидактикой и методикой, без которых невозможно предметное преподавание, и современными технологиями, без которых невозможна реализация личностно-ориентированного подхода.
Название проекта: «Подготовка, проведение и рефлексия открытого урока в 7 классе русского языка «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»
Тип урока: урок закрепления и обобщения.
Предмет проектирования: динамика нормативных (обязательных для усвоения) и личностных результатов обучения, воспитания, развития обучающихся.
Цели педагогические:
во-первых, усвоение всеми обучающимися стандартного минимума знаний по теме в форме фиксированных вопросов и нормативных ответов.
во-вторых, постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии.
в-третьих, важно реализовать такую цель, как развитие ряда психологических характеристик личности обучающихся (автохарактеристика обучающихся, которую они будут давать своим действиям в итоге урока, интерес к данной теме, склонности к сравнению, оценке).
Основная исследовательская цель на данном уроке – определение возможностей проектного, вероятностного подхода к конструированию урока как педагогического события, предназначенного для проживания его совместно обучающимися и учителем.
Сформулированная таким образом совокупность целей проекта позволяет представить суть проектного предложения и выдвинуть проектную гипотезу.
Суть проектного предложения имеет учебно-технологическую составляющую, которая заключается в применении к содержанию информации следующих образовательных технологий:
- коллективная организационная форма обучения
(А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)[5]
- индивидуализация обучения (И.Унт, А.Границкий)
В связи с этим проектная гипотеза предполагает достижение обозначенных целей с помощью ряда дидактических, технологических, методических средств.
Дидактическая структура урока
Начало:
цели, задачи
2 мин. |
Первичная актуализация
знаний
3 мин.
|
Системная актуализация:
работа в
парах сменного состава
7 мин. |
Усвоение нового материала
10 мин. |
Систематическое закрепление
15 мин. |
Итог урока
3 мин. |