Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
За время своей педагогической работы мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания, наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.
К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.
В нашей школе многие учителя работают в технологии РКМЧП. Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых были использованы в представленном уроке:
Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Тип урока: Анализ информационного текста.
Цель урока:
-
Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
-
Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством диалога и творческих работ.
Задачи урока:
-
обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
-
обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
-
совершенствовать навык критического осмысления текста;
-
развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.
Конспект урока развития речи в 7 классе
I фаза урока: ВЫЗОВ
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.
Деятельность учителя:
- Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу - активизация учащихся.
- Мотивация для дальнейшей работы.
Приёмы и методы:
проблемный вопрос, сформулированная проблема.
Ход урока
Запись темы урока: Тяжело в учении – легко в бою?
- Слышали ли вы это высказывание раньше?
- Кому оно принадлежит?
- Согласны ли вы с высказанной мыслью?
- О чём мог говорить Суворов?
- Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?
Да Нет |
Комментарии
Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова
Возникает коллизия, формулируется проблема |
II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
Деятельность учителя:
- Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.
- Постепенное продвижение от знания "старого” к "новому”.
Приёмы и методы:
" Шесть шляп мышления”
Ход урока
Вы высказались по данной теме, составили собственное представление о проблеме, теперь предлагаю вам познакомиться со статьёй Г. Смирнова.
Текст
Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости. Особенно не повезло почему-то Суворову. Со всех сторон несётся: тяжело в учении – легко в бою! Так, мол, говорил Суворов.
Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих товарищей, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! Суворов же говорил другое, а именно: тяжело в учении – легко в походе! В походе, а не в бою! Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
Ещё более нелепо толкование других слов Суворова, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. Репортёры убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все герои , только когда закопают в землю останки последнего русского солдата, только тогда закончиться война! Да задумайтесь, что вы говорите! От многих не осталось и клочка плоти, они действительно пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной ни одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов!
Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие последний солдат! И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!
(по статье Г. Смирнова)
1 шаг: индивидуальное чтение статьи
2шаг: анализ текста |
Текст анализируется по группам. Каждой группе соответствует определённый тип мышления:
красная шляпа: чувства и интуиция
белая шляпа: информация черная шляпа: критика
желтая шляпа: логический позитив
зеленая шляпа: креативность
синяя шляпа: управление процессом |
III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ
Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Деятельность учителя:
- Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Приёмы и методы:
Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания
???
Обратите внимание на тему урока. Согласны ли вы с такой формулировкой?
ДА НЕТ
Почему?
Является ли эта тема общей или это частная тема?
Как бы вы сформулировали тему урока?
Какова же идея текста?
А какова цель урока?
Какое новое знание вы обрели на этом уроке?
Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания |
Выход на рефлексию и на конечный "продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата |
Домашнее задание "от учащихся”: индивидуальное сочинение-рассуждение – ответ на вопрос, сформулированный в начале урока. |
|
Урок развития речи.
Основная мысль текста.
Технология: РКМЧП
Тип урока: работа с информационным текстом.
Урок русского языка в 6 классе
Фазы урока |
Деятельность учителя |
Ход урока |
Приёмы |
I фаза
В
Ы
З
О
В |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы. |
- Скажите, нравится ли вам учиться?
- Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "учёба” или "обучение”?
- Составьте синквейн по этому слову.
Обучение
Интересное, занимательное
Развивает, совершенствует, докучает
Каждому человеку необходимо учиться
Прогресс
- А знаете ли вы, что учение может быть разным? |
Проблемный вопрос
Синквейн |
II фаза
О
С
М
Ы
С
Л
Е
Н
И
Е |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от " старого” знания к "новому”. |
- Вот, что по этому поводу пишет С. Соловейчик.
Фрагмент №1
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
- Как вы думаете, на каком основании автор приходит к такому выводу?
- Какое учение вы бы назвали "учением с мучением”?....а какое – "учением с увлечением”?
Фрагмент №2
Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.
Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять зто мучение!
- Знакома ли вам такая ситуация?
- Сделайте предположения, как же складывается день, когда человек учится с увлечением?
Фрагмент №3
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?
Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: "Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
- Какие ваши предположения подтвердились?
- А вы согласны с автором?
- Понравился ли вам текст? Чем?
- Стремится ли автор воздействовать на читателей?
- Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста?
- Какова задача или цель этого текста?
- Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному? |
Аналитическое чтение-приём "Чтение с остановками” |
III фаза
Р
Е
Ф
Л
Е
К
С
И
Я |
Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения "старого” и "нового” знания, написание отзыва о прочитанном |
Составьте синквейн по ключевому слову этого текста.
Учение
Мучительное, увлечённое
Развивает, совершенствует, докучает
Учение с увлечением – счастливая жизнь
Закон
- Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении?
Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте |
Синквейн
Отзыв |
В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.
|