ЦЕЛЬ: Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте; Устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; Определять род, число прилагательных; Способствовать развитию орфографической зоркости; Развивать словарный запас учащихся; Расширять знания об окружающей действительности; Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
ОБОРУДОВАНИЕ: Таблица "Изменение имен прилагательных по родам"; картины цветов (подснежник, сонник, хохлатка); пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года"
ХОД УРОКА I. Организационная часть. Приветствие. Здравствуй, небо голубое Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, матушка - земля, Здравствуйте, мои друзья. - С каким настроением пришли в школу? - Пусть нам всем принесет радость общения друг с другом. Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая Тебя, моя грамматика, Осилю понемногу я.
II. Актуализация знаний. - Кто такие исследователи? (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями) - Кто хочет стать исследователем? - Сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка. Я что будет объектом нашего исследования, вы определите сами. - Итак, Пожелаем всем удачи За работу, в добрый час.
III. Чистописание: - На дворе чудесная пора. А какая, вы скажите, отгадав загадку. Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. (Весна) - В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года". Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. А кто они, мы узнаем, выполнив чистописание. - Запишите число. - О месяце март - О слове март. Март - сухий, протальник, капельник, грачевник. - Что заметили? Элементы, каких букв вы увидели? - Запишите слово (картина) Подснежник - Как оно образовалось? - Что оно обозначает? (Название цветка, первого весеннего, который развивается под снегом и расцветает сразу после таяния снега) - К какой части речи оно относится? - Докажите. (Существительное (что?), неодушевленное, нарицательное, муж.р., ед.ч.) - Опишите этот цветок (Первый, весенний, голубой, маленький, волшебный, нежный) - Напишите одно прилагательное, которое показывает своеобразие цветка. (Нежный) - Итак, наш подснежник стал очень даже красивый! - Какая часть речи помогла нам описать подснежник? - Что такое прилагательное? - С какой частью речи связано прилагательное? - С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи.
IV. Работа над предложением: - Прочитайте слова. Объясните орфограммы. Что можно сказать. Составьте предложение: В лесу, подснежник, на, расцвел, проталинке, голубой. - Запишите предложение. В лесу на проталинке расцвел голубой подснежник (один у доски) Задания: 1. Составить и записать предложение 2. Разобрать предложение по членам и по частям речи. 3. Назовите словосочетание. Выделите окончание, род и число прилагательных. - Чем является в предложении имя прилагательное. - Что же, именно у нас вызывает радостное настроение, когда мы стоим на лесной полянке, усеянной голубыми и голубоватыми подснежниками. - Какая разница между словами голубой (яркий цвет) голубоватый (оттенок) - Этому храброму, нежному, хрупкому цветку посвятили поэты стихи, музыканты пьесу. (Звучит музыка, на фоне читается стихотворение) Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой. Он весь пушистый, серебристый На солнце маленький стоит Посланец он весны надежный Он не боится холодов За ним придут цветы другие Он первенец среди цветов. Даны слова: ландыш, хохлатка, медуницы, пышная, розовые, душистый. - На какие группы можно разделить слова? - По какому признаку определили слова в первый столбик? Чем они похожи? Чем отличаются? - По какому признаку определили слова во второй столбик? Что обозначают прилагательные? - Соотнесите слова первого столбика со словами второго столбика? - По какому признаку соотнесли слова? (сущ: по роду и числу) - Как определить число и род имен прилагательных? !Вывод: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное.
V. Физпауза.
VI. Работа с текстом. Текст на доске. - Прочитайте текст. Объясните орфограммы. - Понравился он вам? - А что нужно сделать, чтобы текст стал точнее и красочнее? - Используя слова для справок, спишите текст. Пробудились …… цв..точ..ки. Расцв..ла ……. медуница. На лесной п..лянке появились ……. одучанчики.
Слова для справок: весенние, нежная, золотые
- Выпишите словосочетания существительных с прилагательным. Вместе с вопросами по рядам: 1 ряд: из 1 предложения 2 ряд: из 2 предложений 3 ряд: из 3 предложений. (что?) цветочки (какие?) весенние. - Все эти цветы растут в лесах нашей республики.
VII. Задание на дом по учебнику: Стр. 142 упр. 271 (объяснить)
VIII. Итог. Обобщение. - Итак, какая часть речи являлась объектом нашего исследования. - Что такое прилагательное? - Как изменяются прилагательные? - С какой частью речи имена прилагательные тесно связаны? - Для чего они нам нужны в речи?
IX. Рассказ об охране цветов. Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в лесах , в наших садах цветут разнообразные растения. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в красную книгу. "Красной" она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить растение из-за нескольких дней красоты! Ведь не даром говорится: "Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу.
Стих: Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Ребята! Давайте пообещаем не срывать цветы. Пусть они цветут, благоухают, радуют людей своим запахом и ярком нарядом. Запомните правило: Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Я должен над цветами Не для того, наклониться Чтобы рвать или срезать; А чтобы увидеть добрые их лица, И доброе лицо им показать! - О чем говорится в этом стихотворении? (о заботе, о природе, о доброте) - Чтоб каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
X. Работа над тестом: - Ребята, исследователи все свои открытия записывают в своих научных трудах, вы сегодня тоже исследователи, все свои знания открытия напишите. Стихотворение о важности имен прилагательных. Очень занимательное - Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы, "прекрасное", Не скажем "безобразное" Не скажем маме "милая, Красивая, любимая". Отцу, и брату, и сестре, Не сможем говорить нигде Эти замечательные. При-ла-га-тель-ные.
|