Цель: Углубление знаний учащихся в различных областях лингвистики: морфологии, лексике, фразеологии и т. д. Развитие речи семиклассников, формирование умения правильного построения ответа на заданный вопрос. Привитие интереса к урокам русского языка; воспитание чуткого и бережного отношения к слову. Оборудование: картинки и плакаты с заданиями.
Эпиграф: Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн.
Ход мероприятия. I Знакомство команд. 1) Приветственное слово ведущих. 2) Представление жюри. 3) Представление команд (название команды-соперники должны отгадать по лексическому значению слова). II Проверка домашнего задания. 1) Вспомните и назовите известные вам пословицы, поговорки, высказывания и крылатые выражения о русском языке. 2) Команды обмениваются заданиями, подготовленными дома. 3) Слово - жюри для подведения итогов. III Выполнение конкурсных заданий. 1)Расставьте ударение в словах ( правильное слово - балл). Досуг, прибывший, гравер, балуясь, планер, мельком, начатый. 2)Петя сказал: "На вешалке висит пять…" - и задумался. Помогите ему выбрать нужное окончание предложения: польт, пальто, пальтов, пальт, пальтей. 3)Вот стихотворение: Весло везло осла в село, Седло свисало всем назло, И, весело свистя, звало Сто мух вокруг с собой в тепло. Сколько в нём слов с окончанием -О -? 4)Запишите слова с указанными морфемами -ащ-, -вш-, -ущ-, -им-, -т-(по одному слову). Укажите, какая это часть речи. ( Кто быстрее). 5)Что бывает круглым, зелёным и сладким? Варианты ответов: огурец, крокодил, апельсин, арбуз, перец. Ответы нарисовать. ( Кто быстрее). IY Слово - жюри для подведения итогов. Y Конкурс капитанов. ( Отвечают по очереди, за правильный ответ - балл ). 1)Какая часть речи обозначает признак по действию? 2)Какой раздел науки о языке изучает звуки? 3)Являются ли однокоренными слова: водитель, водяной, обводить? 4)Что такое морфемы? 5)Всегда ли сырое бывает мокрым? 1)Какая часть речи совмещает в себе признаки глагола и прилагательного? 2)Какой раздел науки о языке изучает слово? 3)Являются ли однокоренными слова: гимн, гимнаст, гимназист, гимнастёрка? 4)Что такое постфикс? 5)Что может быть постным, но не может быть жирным? Варианты ответа: мясо, рыба, день, мина на лице. YI Дано слово ПРОСТОКВАША. За 3 минуты нужно составить из него как можно больше слов. YII Посмотрите на список слов: 1)Распетушиться 6)Проворонить 2)Съёжиться 7)Насвинячить 3)Ишачить 8)Присобачить 4)Обезьянничать 9)Окрыситься 5)Ощетиниться 10)Опороситься Какие из них не означают " вести себя, как существо, обозначенное корнем слов"? YIII Как правильно сказать: --У рыб нет зуб? --У рыбов нет зубов? --У рыбей нет зубей? IX Разгадать кроссворд. X " Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!" - прокричала мачеха. В скольких разных грехах она обвинила пасынка? XI Как можно сказать про зайца, который мчится очень быстро? 1) Сломя голову. 2) Свернув шею. 3) Без задних ног. 4) Так, что за ушами трещит. 5) Во весь опор. 6) Как угорелый. XII Придумать фразеологизм, инсценировать его; команда - соперник должна понять, о каком фразеологизме идёт речь. XIII Слово -жюри для подведения итогов. Награждение.
Примерные задания для болельщиков. 1.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё) 2.Превратите слово "мел" в мелкое место,"угол" -- в топливо, "шест" -- в число. 3.Определите род слов: шампунь, тюль, кофе, вермишель, шимпанзе, пианино. 4.Назовите слова, начинающиеся с четырёх согласных (встреча, взгляд, всплеск). 5.Как большой дом превратить в маленький с помощью языковых средств? (дом-домик). 6.В каком глаголе нет корня? (вынуть). 7.В каких словах по сто согласных? (стон, стоп, стог, стол). 8.В каком слове 40 букв "а"? (сорока). 9.Какое слово оканчивается на три буквы "е"? (длинношеее). 10.Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты). 11.Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (строчку швейной машинки). 12.Какую часть слова можно найти в земле? (корень). 13.С ч над морем я летаю, С г в машинах я бываю. (чайка-гайка) 14.С м меня ты надеваешь, С л собаку называешь. (майка-Лайка) 15.С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п-от вас я не таю- В каждом классе в ряд стою. (карта-парта) 16.С б смертельной я бываю, С м меха я пожираю, С р актёру я нужна, С с для повара важна. (боль-моль-роль-соль) 17.Известное я блюдо. Когда ж прибавишь м, Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (уха-муха) 18.И по реке, и по пруду Плыву я в тихую погоду. Но вставь лишь и-я поведу Стальную птицу к небосводу. (плот-пилот) 19.Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука) 20.Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику, так и девочке? (Саша, Женя, Валя) 21.Что принадлежит только тебе.а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя) 22.Меня ты не напрасно ценишь: Тебя насытить я могу. Но если у на е заменишь, Я по деревьям побегу. (булка-белка)
|