ЦЕЛЬ УРОКА: Учебная: 1) Закрепить знания по теме "Словосочетание и предложение". 2) Повторить синтаксические характеристики простого и сложного предложений. 3) Продолжить работу над развитием орфографической зоркости учащихся.
Коррекционная: Продолжить работу над развитием логического мышления; над развитием связной речи учащихся.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся любовь к родному языку, воспитывать чувство уважения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: - Таблица с зашифрованной пословицей; - Табличка с новыми словами; - Индивидуальные карточки с предложениями; - Таблица - помощница с теоретическим материалом; - Картина с изображением "Королевства Синтаксис"; - 4 карточки с характеристикой предложений; - ТСО диафильм.
ХОД УРОКА I. Организационный момент. Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Мы вновь отправляемся в сказочное путешествие по Королевству Синтаксис, где находятся разные, но дружные государства. Вы помните, что первое наше путешествие в это королевство было нелегким. Но нас выручили знания и еще что? - Дружба! - Конечно же, дружба. Смелее в путь. Помогайте друг другу, выручайте друг друга.
II. Эмоциональная зарядка. (Дети встают, произносят хором) Посмотрите вы на нас, Перед вами, дружный класс (повернувшись, друг к другу, хлопают по рукам) Я - с тобой, и я - с тобой, Ну, тогда смелее в бой. Слово учителю: Все настоящие путешественники ведут записи. И мы тоже будем все запоминать и записывать.
III. Запись темы урока Повторение. Ребята, вспомните, как образовалось Королевство Синтаксис? 1 уч-ся рассказывает: "Синтаксис придумали древние греки. Они составили его из двух частей "син" и "таксис". "Син" - обозначает русскую приставку "со", а "таксис" употребляли древнегреческие воины, что означало "строй", "порядок". Учитель: Ребята, вы мне сказали, что вам помогает дружба. А что такое дружба? (Ответы детей). Подвожу итог, в словаре Ожегова дружба - это Русская пословица гласит: … Ребята, мы должны ее расшифровать. На доске таблички с зашифрованной пословицей.
н |
а |
б |
ж |
о |
а |
д |
я |
а |
е |
г |
т |
о |
д |
д |
в |
о |
с |
р |
р |
о |
с |
б |
т |
а |
у |
р |
я |
о |
в |
н |
ж |
о |
к |
г |
а |
- Выберите способ чтения. (С нижнего левого угла вверх, с верху вниз)
IV. Работа с пословицей. 1 ученик записывает на доске. Остальные в тетради: Народная дружба дороже всякого богатства. - Обозначьте орфограммы. - Объясните смысл пословицы. (Люди должны уважать друг друга независимо от национальности) - У нас маленький класс, но у нас есть и русские, и мари, и татары, и узбеки. - Как мы должны относится друг к другу? (С уважением) - Пусть эта пословица будет для вас девизом.
V. Распределительный диктант: На страже Королевства Синтаксис стоят добрые, но хитрые человечки - слова. Что они на сей раз придумали. Игра "Угадай букву" и распредели по группам. На доске слова: Уд..вительный, про..ьба, мес..ность, выдер..ка, изд..лека, поз..но, загл..нуть, ни..кий, уча..ствовать, изре..ка, праз..ничный, р..дной. - Прочитайте слова. Подумайте, как можно разделить слова? (Дети предлагают разные варианты) - Выбираю деление по виду орфограмм. Безударные гласные Парные согласные Непроизносимые согласные (3 ученика у доски. 1 с комментарием) Остальные учащиеся работают в тетради, каждый со своим учеником от группы. Проверка: 1 группа 2 группа 3 группа
VI. Словарно-орфографическая работа: У ворот Королевства нас поджидает новое слово Таблица: Здравствуйте! Дети записывают в словари после разбора. 1 ученик у доски ведет объяснение: а) читаю слово б) делю на слоги в) определяю вид орфограммы г) подбираю проверочное слово.
VII. Мы подходим к Королевству Синтаксис. Путь был нелегкий. Вы устали? Физкультминутка (под музыку)
VIII. Вот и Королевство Синтаксис. (наглядное пособие) Приветствуем его. Дети хором говорят: "Здравствуйте!" - А как это слово звучит на марийском языке? (Дети здороваются по-марийски, затем по-татарски…) - Право открыть ворота мы дадим девочкам (2). Здесь находятся два государства. - А кто знает какие? (Словосочетание. Предложение) - Заглянем в государство "Словосочетание" На доске: Праз..ник цветы, уса..ствовать беседа, ненес..ный погода. 1 и 2 группа самостоятельно составьте из записанных слов словосочетания. 3 группа (слабые учащиеся) запишите с доски словосочетания: Крепкая дружба, рассказать другу. - Обозначьте главное слово. Поставьте вопрос от главного к зависимому. - Проверяю 1 и 2 группу запись словосочетаний. 2 учащихся идут к доске производят разбор словосочетаний:
Праздник цветов (имен) Участвовать в беседе (глаг)
- 3 словосочетание разберете самостоятельно. - Проверяю у 3 группы. - У 1 и 2 групп спрашиваю тип словосочетания? Подводим итог: - Что такое словосочетание? - Из каких двух частей оно состоит? - Какие типы словосочетаний существуют?
IX. Повторение о предложении. - Отправляемся в государство "Предложение" - Вспомним секреты предложения.
Работа по таблице: Предложения по цели высказывания бывают …, …, …. По интонации - …, …. В конце предложения ставится …, …, …. Главные члены предложения - это …, и …. По наличию второстепенных членов, предложения бывают … и …. По количеству грамматических основ … и …
- Какие еще предложения знаете? (с однородными членами, с обращением, с прямой речью) - Итак, нас встречают предложения (У каждого ученика лежат карточки, с записанными предложениями) - Знаки препинания не расставлены. На доске записаны те же предложения. А) В нашей республике проживают разные народы марийцы русские татары чуваши мордва удмурты. Б) разные дети живут на планете но мам своих любят все дети на свете. В) Здра..ствуй, Родина моя! - Задание: Прочитайте предложения. В каждом предложении расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков в каждом предложении. - В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. К каждому предложению подберите соответствующую характеристику. Самостоятельно (На доске висят таблички с характеристиками предложений)
Сложносочиненное предложение |
Предложение с обращением |
Предложение с однородными членами |
- Дети заполняют в своих карточках, объясняют с места, учитель заполняет на доске. - Затем, 1 ученик идет к доске и расставляет карточки с характеристикой. - Ребята, у кого так же, как на доске? - А у кого по-другому? - Выпишите сложное предложение.
X. Синтаксический разбор сложного предложения. Разные дети живут на планете но мам своих любят все дети на свете. 1 учащийся у доски: Алгоритм: 1) читаю предложение в целом 2) читаю до запятой, нахожу грамматическую основу 3) читаю после запятой, нахожу грамматическую основу 4) определяю простое или сложное, сколько в нем простых предложений и чем они соединены. 5) Даю характеристику (Повеств., невоскл., сложн., союзн., сложносоч., 1 пр - распр., 2 пр- нераспр.)
XI. Повторение диалога. Просмотр диафильма "Сказка о царе Султане" (Если останется время) (выходят 2 ученика к доске и ведут диалог по отрывку) Вывод: Что такое диалог? Что такое реплика?
XII. Итог урока: - Ребята, как вы поняли, что изучает Синтаксис? Хором: Вот и кончился урок, Подведем всему итог. Повторили словосочетания, Обобщим знания, Сложные, простые предложения Вызывают восхищение, Обращение, диалог, прямая речь. Так же учимся дружить, С детства дружбой дорожить. |