- показать учащимся, как важно научиться внимательно слушать, в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением слушать собеседника; - работать над развитием речи, обогащать словарный запас детей; - помочь учащимся в овладении этическими знаниями и в умении применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими; - воспитывать любовь к музыке, живописи, чтению - умению вести разговор с автором. Оформление доски: - Храм Риторики (иллюстрация); - Мальчик Риторик (портрет); - высказывания и изречения великих ораторов (Н.Буало - французский поэт и критик, Помпоний - римокий драматург); - богиня красноречия Пейто. Оборудование: - "Детский альбом" П.И.Чайковского (аудиозапись); - раздаточный материал (индивидуальные карточки); - иллюстрированный журнал "Речевые роли"; - учебник "Детская риторика"; - тетрадь "Риторика" №1; - репродукции картин. Приветствие учителя (с поклоном): Доброе утро, дети! Дети приветствуют гостей. Звучит музыка Чайковского "Новая кукла" (музыкальный фон). Учитель: Ребята, сегодня мы снова в храме риторики. И кто сегодня нас встречает? Сама богиня Красноречия Пейто и наш друг и помощник Риторик. Он подсказывает мне, что пора проводить дыхательную гимнастику: - вдох через нос - выдох через рот (3 раза); - краткий вдох - замедленный выдох; - задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте; - задуть (ровно, медленно). Разогреем мышцы языка, губ и щек, чтобы они хорошо двигались при говорении. Упражнение "Бык тупогуб"- 1 раз медленно (без препятствий); 2 раз убыстряя в конце; 3 раз с препятствием. Это упражнение приводит губы к эластичности, что очень важно при говорении. Чистоговорка по заданному мною темпу с интонацией удивления. По хамбер - джамбер я шагал, По хамбер - джамбер - джони. И вдруг увидел - риг - ма джиг За илю тащит бони. Ах будь со мною хоб ма - гог Мой хоб - ма - гоб - ма - гони Я застрелил бы риг - ма - джиг За кражу бедной бони. А теперь пусть это же упражнение выполнит кто-то из вас. Скороговорку или чистоговорку выбирает по желанию. Ваша улыбка располагает к приятному общению. Продолжаем урок. Вспомним пройденное, заодно проверим домашнюю работу. (Раздаточный материал). 1 группа - картина 2 группа - картина, кроме ... 3 группа - картина, кроме ... Задание: Определите речевые роли, виды речевой деятельности. Вопрос сложный: подумай и ответь: Какие приемы можно использовать для подготовки доклада, выступления, сообщения. 1) прием 2) прием ПРИЕМЫ -ключевые слова, составить схему, составить план, репетиция выступления. Учитель: Что помогает делать нашу речь более понятной. яркой, выразительной. (мимика, жесты, улыбка, поза говорящего - это несловесные средства общения). С каким человеком тебе приятно общаться? (Который использует в речи несловесные средства общения, красноречив, оптимист). Проверка картин: виды речевой деятельности. Учитель: Слушать, слышать - один из видов речевой деятельности (речевой роли). Кого вы обычно слушаете, слышите? В чем, по-вашему, разница в значениях глаголов "слушать и слышать"? Кто точнее? (толковый словарь). Прочитайте слова. Какое слово показывает, что человек слушает с огромным интересом? С уважением к говорящему? Слушает то, что не следовало бы слышать? (Проблема). Так уж ли это важно для нас, слушать? Мы слушаем для чего- то? Вывод: Мы слушаем, чтобы узнать, научиться, запомнить, откликнуться: (просьба, чувство). Открываю на доске слова: А теперь богиня Пейто приглашает нас в зал высказываний великих ораторов. Послушаем, как ораторы осветят нашу проблему. Зал высказываний находится на с.68. (Чтение вслух). Высказывания, какого оратора привлекло ваше внимание? Домашнее задание: Постарайтесь запомнить, выучить понравившиеся высказывания наизусть (стр.68). Расшифруйте тему урока! А вот задания от Риторика. Послушайте. 1) "Слышал краем уха" Как вы понимаете смысл этой поговорки? О ком можно так сказать? (О человеке, который случайно услышал кем-то сказанную реплику, но до конца ее не осмыслил). (Привести примеры). 2) (Показ иллюстрации). Что прослушал малыш? Вывод: Неумение внимательно слушать может привести к самым неприятным результатам. Например: " прослушал прогноз погоды - промок под дождем; " прослушал наказ папы - жди неприятной беседы, а то и хуже (наказания); " прослушал объяснения учителя - получил два; а прослушал, как нужно выполнить домашнее задание - не справился. Вывод: (на доске) К чему это привело, сделаем итог. Пропустил что-то важное Невнимательно слушал Огорчил других (прочитаем хором) Неприятные результаты Найдите выход из положения. Как нужно поступить? Дети: Нужно внимательно слушать! Вывод: ( на доске)
Помог другому Внимательно слушал Выразил свое отношение (прочитаем хором). Узнал о чем-нибудь новом Учитель: Решите речевую задачу. Послушайте разговор из сказки "Кашица из топора". Пришел солдат с похода на квартиру и говорит хозяйке: - Здравствуйте, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ: -Вон там на гвоздике повесь! - А ли ты совсем глуха, что не чуешь? - Где хошь, там и заночуешь! Старуха слушала внимательно, невнимательно или дело совсем в другом? Дети: (специально) Старуха была жадной. Учитель: Вывод: невнимательное слушание может быть намеренным (специальным). Работа по учебнику с.69 зад. 67 "Кто как слушает" Учитель: Каждый человек, по мнению ученого и оратора Ломоносова М.В., должен уметь "слушать" звук родной речи, понимать законы благозвучия, т.е. чистого красивого звучания. Он считал, что звуки обладают содержанием и смыслом. Попробуем "услышать" звук родной речи. (Звучит сигнал на муз.инстр. (игрушка), дети встают на физ. минутку).
Физ. минутка. (Дети, стоя поднимаясь на носочки, произносят звуки [ а], [ и], [ е] (3раза)) Учитель: При произношении этих звуков ощущается пространство, великолепие, вышину. Кроме того, эти звуки приятны нашему слуху и благотворно влияют на наши внутренние органы. Общение не всегда предполагает явного собеседника. Когда это происходит? (При чтении книги, при общении с животными, при встрече с искусством - с картиной, скульптурой, при слушании музыки). Слышали ли вы музыку в начале урока? Давайте послушаем отрывок еще раз. Что композитор хотел нам сказать? О чем эта музыка? Дети: Музыка рассказывает, что в жизни девочки новая радость, ей подарили куклу. Девочка рада, ей весело, она обнимает новую подружку и кружится с куклой. (Это произведение из "Детского альбома" П. Чайковского, пьеса так и называется "Новая кукла"). Учитель: Сегодня мы продолжаем "слушать" поэта. Прочитайте стихотворение на с. 19 из учебника для 3 класса "В одном счастливом детстве". Каким настроением проникнуты эти строки? (мечтательным, таинственным, противоречивым: радость жизни и грусть). Давайте вслух прочитаем 1 строфу. "Услышали" ли вы смысл строк которые повторяет автор в 1 строфе? (колодец забытый..., упала капля... глухой) Автор хочет показать насколько колодец безжизненный, упала капля - волшебная... должно что-то произойти. Вот к такому совсем не детскому стихотворению из нашего учебника, мы возвращаемся вновь. А в 4 классе мы научимся слышать многозначность смысла этого стихотворения. Учитель: А еще очень важно научиться прислушиваться к самому себе. Прислушивайтесь к своему сердцу. Что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы. Если вы научитесь видеть, понимать, "слышать", и ценить красоту человеческих отношений из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям. В удивительной сказке А. де Сент Экзюпери "Маленький Принц" всегда приходит к тем, кто умеет слушать, и к тем кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит аудиозапись: диалог Лиса и Маленького Принца. "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".) Учитель: Дорогие собеседники! Мы научились "слушать свое сердце".
Итог урока. 1. Интересно ли вам было на уроке? 2. Сможет ли каждый из вас научиться внимательно слушать? Учитель: Благодарим богиню Пейто и нашего друга за помощь. Спасибо всем за приятное общение. |