Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 11:23:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Учимся слушать. Урок риторики
18.03.2009, 10:44:25

- показать учащимся, как важно научиться внимательно слушать, в чем разница между ненамеренным и намеренным стремлением слушать собеседника;
- работать над развитием речи, обогащать словарный запас детей;
- помочь учащимся в овладении этическими знаниями и в умении применять их в повседневной жизни, в общении с окружающими;
- воспитывать любовь к музыке, живописи, чтению - умению вести разговор с автором.
Оформление доски:
- Храм Риторики (иллюстрация);
- Мальчик Риторик (портрет);
- высказывания и изречения великих ораторов (Н.Буало - французский поэт и критик, Помпоний - римокий драматург);
- богиня красноречия Пейто.
Оборудование:
- "Детский альбом" П.И.Чайковского (аудиозапись);
- раздаточный материал (индивидуальные карточки);
- иллюстрированный журнал "Речевые роли";
- учебник "Детская риторика";
- тетрадь "Риторика" №1;
- репродукции картин.
Приветствие учителя (с поклоном): Доброе утро, дети!
Дети приветствуют гостей. Звучит музыка Чайковского "Новая кукла" (музыкальный фон).
Учитель: Ребята, сегодня мы снова в храме риторики. И кто сегодня нас встречает? Сама богиня Красноречия Пейто и наш друг и помощник Риторик. Он подсказывает мне, что пора проводить дыхательную гимнастику:
- вдох через нос - выдох через рот (3 раза);
- краткий вдох - замедленный выдох;
- задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте;
- задуть (ровно, медленно).
Разогреем мышцы языка, губ и щек, чтобы они хорошо двигались при говорении.
Упражнение "Бык тупогуб"- 1 раз медленно (без препятствий);
2 раз убыстряя в конце;
3 раз с препятствием.
Это упражнение приводит губы к эластичности, что очень важно при говорении.
Чистоговорка по заданному мною темпу с интонацией удивления.
По хамбер - джамбер я шагал,
По хамбер - джамбер - джони.
И вдруг увидел - риг - ма джиг
За илю тащит бони.
Ах будь со мною хоб ма - гог
Мой хоб - ма - гоб - ма - гони
Я застрелил бы риг - ма - джиг
За кражу бедной бони.
А теперь пусть это же упражнение выполнит кто-то из вас. Скороговорку или чистоговорку выбирает по желанию.
Ваша улыбка располагает к приятному общению. Продолжаем урок. Вспомним пройденное, заодно проверим домашнюю работу.
(Раздаточный материал).
1 группа - картина
2 группа - картина, кроме ...
3 группа - картина, кроме ...
Задание: Определите речевые роли, виды речевой деятельности.
Вопрос сложный: подумай и ответь:
Какие приемы можно использовать для подготовки доклада, выступления, сообщения.
1) прием 2) прием ПРИЕМЫ
-ключевые слова, составить схему, составить план, репетиция выступления.
Учитель: Что помогает делать нашу речь более понятной.
яркой, выразительной.
(мимика, жесты, улыбка, поза говорящего - это несловесные средства общения).
С каким человеком тебе приятно общаться?
(Который использует в речи несловесные средства общения, красноречив, оптимист).
Проверка картин: виды речевой деятельности.
Учитель: Слушать, слышать - один из видов речевой деятельности (речевой роли). Кого вы обычно слушаете, слышите?
В чем, по-вашему, разница в значениях глаголов "слушать и слышать"?
Кто точнее? (толковый словарь).
Прочитайте слова. Какое слово показывает, что человек слушает с огромным интересом?
С уважением к говорящему?
Слушает то, что не следовало бы слышать?
(Проблема). Так уж ли это важно для нас, слушать?
Мы слушаем для чего- то?
Вывод: Мы слушаем, чтобы узнать, научиться, запомнить,
откликнуться: (просьба, чувство).
Открываю на доске слова:
А теперь богиня Пейто приглашает нас в зал высказываний великих ораторов. Послушаем, как ораторы осветят нашу проблему. Зал высказываний находится на с.68. (Чтение вслух).
Высказывания, какого оратора привлекло ваше внимание? Домашнее задание: Постарайтесь запомнить, выучить понравившиеся высказывания наизусть (стр.68).
Расшифруйте тему урока!
А вот задания от Риторика. Послушайте.
1) "Слышал краем уха"
Как вы понимаете смысл этой поговорки?
О ком можно так сказать?
(О человеке, который случайно услышал кем-то сказанную реплику, но до конца ее не осмыслил). (Привести примеры).
2) (Показ иллюстрации). Что прослушал малыш?
Вывод: Неумение внимательно слушать может привести к самым неприятным результатам.
Например:
" прослушал прогноз погоды - промок под дождем;
" прослушал наказ папы - жди неприятной беседы, а то и хуже (наказания);
" прослушал объяснения учителя - получил два; а прослушал, как нужно выполнить домашнее задание - не справился.
Вывод: (на доске) К чему это привело, сделаем итог.
Пропустил что-то важное
Невнимательно слушал Огорчил других
(прочитаем хором)
Неприятные результаты
Найдите выход из положения. Как нужно поступить?
Дети: Нужно внимательно слушать!
Вывод: ( на доске)

Помог другому
Внимательно слушал Выразил свое отношение (прочитаем хором). Узнал о чем-нибудь новом
Учитель: Решите речевую задачу. Послушайте разговор из сказки "Кашица из топора".
Пришел солдат с похода на квартиру и говорит хозяйке:
- Здравствуйте, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
-Вон там на гвоздике повесь!
- А ли ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
Старуха слушала внимательно, невнимательно или дело совсем в другом?
Дети: (специально) Старуха была жадной.
Учитель: Вывод: невнимательное слушание может быть намеренным (специальным).
Работа по учебнику с.69 зад. 67 "Кто как слушает"
Учитель: Каждый человек, по мнению ученого и оратора Ломоносова М.В., должен уметь "слушать" звук родной речи, понимать законы благозвучия, т.е. чистого красивого звучания. Он считал, что звуки обладают содержанием и смыслом. Попробуем "услышать" звук родной речи.
(Звучит сигнал на муз.инстр. (игрушка), дети встают на физ. минутку).

Физ. минутка.
(Дети, стоя поднимаясь на носочки, произносят звуки [ а], [ и], [ е] (3раза))
Учитель: При произношении этих звуков ощущается пространство, великолепие, вышину. Кроме того, эти звуки приятны нашему слуху и благотворно влияют на наши внутренние органы.
Общение не всегда предполагает явного собеседника.
Когда это происходит?
(При чтении книги, при общении с животными, при встрече с искусством - с картиной, скульптурой, при слушании музыки).
Слышали ли вы музыку в начале урока? Давайте послушаем отрывок еще раз. Что композитор хотел нам сказать? О чем эта музыка?
Дети: Музыка рассказывает, что в жизни девочки новая радость, ей подарили куклу. Девочка рада, ей весело, она обнимает новую подружку и кружится с куклой.
(Это произведение из "Детского альбома" П. Чайковского, пьеса так и называется "Новая кукла").
Учитель: Сегодня мы продолжаем "слушать" поэта. Прочитайте стихотворение на с. 19 из учебника для 3 класса "В одном счастливом детстве".
Каким настроением проникнуты эти строки?
(мечтательным, таинственным, противоречивым: радость жизни и грусть).
Давайте вслух прочитаем 1 строфу.
"Услышали" ли вы смысл строк которые повторяет автор в 1 строфе?
(колодец забытый..., упала капля... глухой)
Автор хочет показать насколько колодец безжизненный, упала капля - волшебная... должно что-то произойти. Вот к такому совсем не детскому стихотворению из нашего учебника, мы возвращаемся вновь. А в 4 классе мы научимся слышать многозначность смысла этого стихотворения.
Учитель: А еще очень важно научиться прислушиваться к самому себе. Прислушивайтесь к своему сердцу. Что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы. Если вы научитесь видеть, понимать, "слышать", и ценить красоту человеческих отношений из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям. В удивительной сказке А. де Сент Экзюпери "Маленький Принц" всегда приходит к тем, кто умеет слушать, и к тем кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом.
(Звучит аудиозапись: диалог Лиса и Маленького Принца.
"Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".)
Учитель: Дорогие собеседники! Мы научились "слушать свое сердце".

Итог урока.
1. Интересно ли вам было на уроке?
2. Сможет ли каждый из вас научиться внимательно слушать?
Учитель: Благодарим богиню Пейто и нашего друга за помощь. Спасибо всем за приятное общение.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: план-конспект, Конспект урока по русскому языку, скачать бесплатно, урок русского в школе, Учимся слушать. Урок риторики
Просмотров: 3369 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0