Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 14:49:35
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ТИПОЛОГИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК
16.04.2009, 15:56:39

      Типология стилистических ошибок   по М.Т. Ворониной («Предупреждение и исправление стилистических ошибок в школе – М., 1963).

 

1.Лексические ошибки   (ошибки в выборе слов)

а) Неудачный выбор слов

Половцы зажали русских воинов плотным кольцом.

Все эти факты доказывают о мужестве русских воинов.

б) Выбор слов-понятий с различным  основанием деления.

 Злоупотребление алкоголизмом приводит к плохим последствиям.

Дворянство воспитывалось за границей.

2. Ошибки в употреблении однокоренных слов

а) Неправильное употребление слова в конкретном контексте:

Радищев видел тяжкую жизнь крестьян.

Думы мои тяжелые.

Павел был обычный слободской парень. Мне с детства нравится обыкновенный деревенский порядок угощения.

б) Тавтология:

Черты характера, характерные для Чацкого.

За последнее время у нас достигнуты значительные достижения в повышении урожайности.

П. Ошибки, отражающие неправильную связь слов в предложении.

а) Трудные случаи согласования:

Студенчество заполняют аудитории высших учебных заведений.

При решении задач допущено ряд ошибок.

Рой мух так и кишат в воздухе.

б) Употребление в  одном ряду полных и кратких прилагательных:

Воздух был свеж, душистый и прозрачен.

Олег был храбрый и честен.

в) Ошибки в выборе времени глагола.

Лисицы лаяли на щиты, орлы клекчут, созывая зверей и птиц.

Сергей Тюленин был очень смелый, он живет мечтой о подвиге.

Ш. Ошибки в построении предложений:

а) Нарушение порядка слов  в предложении:

Ильи Ильича мама говорила: «Учение не уйдет, а здоровье не купишь».

Обитателей ночлежки показал в пьесе «На дне» Горький.

б) Ошибки в употреблении местоимений

Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу.

Я видел морское животное. Он был похож на мешок с головой. Это был осьминог.

в) Независимый деепричастный оборот.

Наполеон думал, что, перейдя границу, ему преподнесут ключи от столицы.

Вот какие пришли мне в голову мысли, читая рассказ М.Горького «Челкаш».

г) Удвоение подлежащего (дублирование).

Пушкин он написал стихотворение «Анчар».

Рыбаки они совсем не стали надеяться на свое спасение.

д) Употребление лишних слов в предложении.

В романе  «Как закалялась сталь» главным героем этой книги является Павел Корчагин.

Шолохов до тонкости изучил пейзажи донской природы.

е) Пропуск необходимых слов

Каждый день Евгений Онегин посещает то балы, то рестораны, то театры. То различные прогулки (пропущено – совершает).

Поэма заставляет нас задуматься о роли вождя в революции ( нужно – задуматься над вопросом о роли вождя).

ж) Неправильное использование предлогов

Я пришел со школы (из)

На полях, дорогах и лесах лежал снег ( в лесах, в полях, на дорогах).

з) Неправильное употребление союза И

Плюшкин ходил по деревне, и собирал всякие тряпки и говорил, что когда-нибудь все это ему пригодится.

и) Неоправданное повторение или неверное употребление подчинительных союзов и союзных слов

Болконский сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал.

Когда Майданников шел с собрания и зашел на баз, чтобы быкам дать корму.

к) Неправильное преобразование прямой речи.

Павел ответил, что я хочу знать правду.

Долохов спросил, кто поедет со мной в разведку.

 

 

                 Типология стилистических ошибок по Н.Е.Сулименко («Стилистические ошибки и пути их устранения» - Пособие для учителей.- М.-Л., 1966).

  1. Стилистические ошибки, нарушающие правила семантически точного использования лексических средств. Эта категория объединяет в своем составе в основном то, что называется лексическими, или словарными ошибками.

а) Употребление слов в несвойственном им значении:

Таков Фамусов, который действует по лозунгу «подписано, так с плеч долой».

Наташа в сцене отъезда проявила практицизм (вместо практичность).

Перед концом Яков издал такой тонкий голос (вместо звук), что все оцепенели, насторожились.

б) Семантическая несочетаемость слов, обусловленная предметно-логически:

Но он, Нагульнов, вовремя осознает свою ошибку, благодаря чуткому влиянию Давыдова.

в) Переосмысление значений слов литературного языка (произвольная этимология):

У Каштанки отмерзли нос, уши и другие конечности (переосмыслено слово «конечности», соотнесено со значением слова «конец»).

Они только и делали, что праздновали, то есть вели праздный  образ жизни.

г) Попытки создания новых слов как следствие незнания соответствующей лексемы русского языка:

Все проходившие по площади швейцары (вместо швейцарцы) обязаны были снимать шляпы.

Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему признательное письмо ( вместо письмо, в котором признается в любви).

д) Повторение одних и тех же или однокоренных образований в близком контексте:

Народ любит и ценит своего заступника. Пугачев очень дорожит любовью народной, ему дорога любовь восставшего народа, и он отвечает любовью на любовь.

е) Речевые штампы, несущие печать смысловой ущербности:

В романе «Поднятая целина» проявляется вера автора в светлое будущее народа.

По всему произведению красной нитью проходит эта мысль Островского.

ж) Употребление лишних слов, затемняющих смысл высказывания:

В сцене дуэли раскрывается черта Онегина: способность оценивать свои поступки.

По приезде Давыдова в Гремячий Лог сказывается его положительная черта.

 

П. Стилистические  ошибки, связанные с нарушением функций, присущих определенным категориям лексических средств, и правил употребления эмоционально-оценочных слов.

а) Немотивированное употребление слов разных стилистических пластов:

Каждый чиновник корчил из себя человека.

Науськанные кулаками, женщины бросились на Давыдова (вместо подстрекаемые).

б) Неправильное употребление слов с фразеологически связанным значением:

Андрея такая радость берет, что он берет Ваню себе ( берет дрожь, радость охватывает).

в) Нарушение общепринятого употребления слов и выражений:

Когда на престол встал (вместо вступил) Александр первый, он повел сначала либеральную политику.

Название этих деревень говорит само о себе.

г) Анахронизмы в письменной речи учащихся:

Чацкий –победитель, но он – застрельщик и поэтому он всегда жертва. ( застрельщик – солдат в рассыпном бою, первый встречающий противника).

д) Немотивированное использование эмоционально-оценочных слов:

Между тем надвигались радостные события (надвигается беда).

 

 

Упражнения, предупреждающие или устраняющие появление стилистических ошибок (нарушение стилистических норм):

  1. Работа с какографическими текстами и высказываниями.

Образец.

В приведенных предложениях найдите  речевые ошибки. Там, где возможно, отредактируйте текст.

1.Печорин чувствовал в себе большое предзнаменование, но растратил его по пустякам. 2. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчемность Грушницкого, его помысли и мечты. 3. Печорин тоже стремится как-то применить свои возможности, старается применить их в любви. 4. Чичиков повстречался с Ноздревым. Пригласив Чичикова к себе, они поехали в имение Ноздрева. 5. Узнав от Собакевича о том, что рядом живет помещик, у которого крестьяне мрут, как мухи, Чичиков очень обрадовался этому, что у него даже участилось сердцебиение. 6. Онегин влюбляется в не, как дитя. Он в порыве любви пишет ей послание. Но Татьяна отвергает его любовь. Таким образом, Евгений остался одинок в семейной жизни.

Образец:

Найдите предложение, в котором неправильно  согласовано подлежащее со сказуемым:

а)Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в)В вузы поступили сорок один человек.

д) Движущей силой истории  является человек.

Ошибка в согласовании определений и приложений допущена в предложении:

а)Есть ли жизнь на планете Марс?

б) В журнале Наука и техника» опубликована интересная статья.

в) Наталья Сергеевна – молодой и талантливый педагог.

г) На озере Байкале любили отдыхать мои родители.

Ошибка в управлении зависимым словом допущена в предложении:

а) Согласно приказу, он был освобожден от занимаемой должности.

б) Докладчик оперировал проверенными фактами.

в) В книге описывается о событиях гражданской войны.

г) Граждане, не забывайте оплачивать за проезд.

Ошибка в использовании однородных членов допущена в предложении:

а) Мама купила в магазине фрукты, яблоки и хлеб.

б) Мы побывали в театре, кино, краеведческом музее.

в) Во время праздника  много людей было на улицах, площадях, бульварах.

г) Он увлекался литературой и живописью.

Ошибка в использовании причастного оборота допущена в предложении:

а)Книга, лежащая на столе, сразу привлекала внимание.

б) С улицы доносились громкие гудки автомобилей, проносившихся по шоссе.

в) Одним из выдающихся поэтов был А.Фет, воспевавших красоту природы.

г) Мальчик, воспитываемый матерью, хорошо учился в школе.

 


Образец:

2. Работа по выявлению намеренного употребления стилистически разнородной лексики.

Образец.

В приводимых ниже отрывках из произведения А.П.Чехова «Письмо к ученому соседу» используются стилистически разнородные слова и выражения. Определите, с какой целью автор намеренно достигает подобного смешения.

   Вы изволили сочинить, что человек произошел от обезьянских племен, мартышек, орангуташек и т.п. Простите меня, старичка, но я с Вами касательно этого важного пункта не согласен и могу Вам запятую поставить. Ибо, если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам цыганы напоказ или сидя за решеткой в зверинце. Разве мы покрыты кругом шерстью? Разве мы не носим одеяний, коих лишены обезьяны?

       (Стилистически разнородные средства: слова высокого стиля, просторечные и разговорно-бытовые используются для создания комического эффекта и передачи иронии, которую испытывает автор к  сочинителю писем. Благодаря смешению средств официально-делового стиля, разговорного и научного создается образ человека, который считает себя высокообразованным человеком, а на самом деле владеет лишь трафаретными выражениями науки и штампами канцелярского языка. На самом деле это человек недалекий, пытающийся скрыть свою необразованность под случайно усвоенными выражениями.)

 

3.Работа над клишированными выражениями из различных стилей.

Образец:

Проанализируйте данные сочетания и распределите их по группам: стилистически свободно сочетающиеся слова; стилистически несвободные сочетания слов.

  Растранжирить денежки; расточить три рубля; выдать золотую медаль; дитя шлепнулось; тщетно артачиться; притащить дар; вручить гостинцы; дать нагоняй; дать награду; долговязый старец; белобрысый юноша; благообразный парень.

Образец:

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. Многие люди;  2. в двух тысяча третьем году; 3. ехай!; 4. более скромный.
  1. Жгет костер; 2. с обоими подружками; 3. килограмм помидоров; 4. лучше.

1. крохотная туфля; 2.пара носок; 3.двое солдат;   4. ложьте сюда.

 

Выберите стилистически правильное окончание в выражениях:

Согласно приказ(а,у), по приезд(е,у) в город, заведующий склад(а,ом), пара туф(лей, ель), килограмм апельсин(ов), много башкир (ов), нет полотен(ец, цев).

 

4. Работа по реконструкции выражений и текстов.

Образец:

Вместо точек вставьте сова, наиболее подходящие по смыслу.

  1. Человек (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на ) всякое действие и состояние. Он ( назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает.

Образец:

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

 Гуляя по городу,

а) у меня внезапно в уме родился новый план.

б) внезапно пошел дождь.

в) я встретил своего приятеля.

г) время пролетело незаметно.

Образец:

Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) В «Грозе» важную роль играют так называемые второстепенные персонажи.

б) Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов.

в) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

г) Они жаждали и стремились к независимости.

Образец:

Укажите словосочетания, в которых соединение слов стилистически не оправдано; исправьте ошибки.

Автор текста детально излагает строение двигателя. Восстание не нашло успеха. В туркменских волшебных сказках можно вскрыть очень много следов прежних стадий экономического и социального развития. Поголовье общественного животноводства растет, естественно, пастбища изнашиваются. Предстоящий чемпионат позволит еще более улучшить практическую силу наших шахматистов.

Основные виды ошибок, допускаемых при самостоятельном создании текста.

 

Ошибки в содержании:    а/ тема раскрыта неполно;              

                                            б/ не проведена основная мысль;   

                                               (не выявлена основная мысль);     

                                           в/ материал недостаточно подчинен теме и

                                             основной мысли;                            

                                            г/ мысли излагаются непоследовательно;

                                            д/ искажены факты и события.          

Речевые ошибки:        а/ слово употреблено не в свойственном ему

                                          значении;

                                      б/ употреблено лишнее слово;

                                      в/ неоправданно повторяются слова или одинаковые

                                          по структуре предложения;

                                      г/ неправильно сочетаются слова;

                                       д/ употреблены языковые средства, не соответству-

                                           ющие стилю и замыслу высказывания.           

 

Грамматические ошибки:   а/ неправильно образовано слово;

                                               б/ слово употреблено не в той форме;

                                                в/ неправильно построено предложение.    

 

Орфографические ошибки

 

Пунктуационные ошибки     
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русскому языку, урок русского в школе, ТИПОЛОГИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОк, план-конспект
Просмотров: 5751 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0