Цель: познакомить учащихся со способами образования отрицательных наречий и их правописанием. Задачи:
- Образовательные:
- повторить правила правописания не с разными частями речи;
- формирование умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания.
- Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению предмета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие. Запись даты, темы урока. 2. Проверка домашнего задания (упражнение 226). – Как озаглавили текст? – Какова его основная мысль? – На сколько абзацев разделили текст? – Для связи каких предложений использованы близкие по значению слова? – Назовите наречия, образованные приставочным способом?
II. Объяснительный диктант
– Объясните правописание не с разными частями речи.
(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма.
Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи.
III. Объяснение новой темы на основе опорной записи в учебнике с.108.
Слово учителя.
– Вспомните и назовите отрицательные местоимения. – Как они образуются? Приведите примеры. – Объясните, как образованы данные наречия?
Запись на доске:
Некуда <–– куда никуда <–– куда Некогда <–– когда никогда <–– когда Неоткуда <–– откуда ниоткуда <–– откуда
– Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-? – Сравните написание отрицательных наречий. – Сформулируйте правило написания отрицательных наречий.
Чтение правила на странице 108, орфограмма № 58.
7 вопросов – просто чудо! Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
– Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему?
IV. Закрепление темы
1. Упражнение 227. Распределительный диктант. Запишите слова с приставкой не- в левый столбик, а с приставкой ни- – в правый столбик. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке). Составьте с 2–3 наречиями из рамочки повествовательные предложения. Ударные буквы выделены.
Н...где, н...откуда, н…сколько, н…откуда, н…где, н…чуть, н…сколько, н…куда, н…мало, н…куда.
2. Упражнение 228. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. Какие предложения соответствуют схемам?
[ O, но O]. [ ], ( когда…).
Произведите синтаксический разбор первого предложения и морфологический разбор слову « на местности»; найдите слово, в котором все согласные твёрдые.
1. Петя заблудился в лесу, но __ __ (не)и..пугался. (Не)сколько групп р..бят пошли на поиски Пет.. . 2. Мальчик р...шил __ __ (не)идти, а ждать, когда наступ..т утро. Сп..шить было __ __, и Петя устро..л себе ночлег. 3. Пет.. всё __ __ было учи(т,ть)ся ор..ентироваться на местност.. . __ __ больше он (не) пойдёт в лес, пока (не)науч..тся находить дорогу.
Для справок: 1) нисколько, несколько; 2) никуда, некуда; 3) некогда, никогда.
3. Тест. Укажите, в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно:
а) (не)(за)(что) благодарить; б) работать (не)(за)(чем); в) ждать(не)(от)(кого).
V. Подведение итогов
– Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ?
Домашнее задание:
|