Начало нового учебного года. Идя на первый урок, о многом размышляю. Чем и как порадую ребят? Чему смогу научить? Какие победы ждут нас впереди? Сумею ли каждый урок сделать интересным, запоминающимся? Хватит ли сил и терпения работать так, чтобы ребёнку хотелось творить на уроке и после него?
На эти и другие вопросы я буду отвечать в течение всего учебного года. Радость и успех, продуктивность и результативность, получаемые ребёнком от урока, являются, на мой взгляд, мощными стимулами развития интереса, активности, желания учиться. Точкой опоры в такой работе станет вера ребёнка в свои силы и возможности, а задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку поверить в себя, развить свою творческую активность.
Невозможно обучать предмету без сформированного интереса к нему. Как же помочь родиться интересу, активности, если перед ребёнком на парте лежит обычный школьный учебник с набором упражнений?
Творческое использование возможностей школьных программ – необходимое условие успешной работы учителя, так как дети не любят однообразия, излишней академичности в изучении языка. Любая тема, указанная в школьной программе, даёт возможность изучить материал так, чтобы он был осознан по части его практического применения.
Например, ключевой темой по русскому языку в 7-м классе является "Причастие”. До этого учебного года дети обходились без него, речь их была проста, все действия они передавали с помощью глаголов, а признаки – прилагательными. Чтобы увидеть в полной мере возможности причастия, ученикам предлагаю экскурсию в парк. Чётко определяю цель: увидеть, услышать, почувствовать причастия и составить с ними как можно больше предложений, а может быть, даже и с причастными оборотами.
Итак, идём в парк. Что видим? Центральную дорожку выложили красным кирпичом. Она ведёт к обелиску. На ней золотыми буквами написаны имена Героев, которые из нашего города ушли на фронт.
Анализируем предложения. В двух первых речь идёт о дорожке: её выложили, она ведёт. Можно ли одно из этих действий выразить иначе? Как признак по действию? Оказывается, можно. Дети предлагают варианты: центральная дорожка, выложенная красным кирпичом, ведёт к обелиску; дорожка, ведущая к обелиску, выложена красным кирпичом.
О краткой форме пока речи нет. Эта работа впереди.
Думаем дальше: написаны имена Героев, ушедших на фронт. Проверяем на слух – звучит ли предложение? Оказывается, звучит. Проверяем вопросом: героев (каких?) ушедших на фронт.
Дальше легче: ели, стоящие ровными рядами; пушка, привезённая из крепости; аллея, усыпанная жёлтыми листьями; листья, шуршащие под ногами; картина, отрывшаяся с высоты смотровой площадки; воздух, пропитанный запахом прелых листьев; рябины, собравшиеся в кружок; сердце, замирающее от осенней красоты.
Оказывается, причастия везде, с их помощью всё можно выразить сильнее и точнее. Обращаю внимание на интонацию, сопровождающую обороты, стоящие после определяемого слова. Она настолько выразительна, что дети начинают более внимательно рассматривать парк: деревья, скамьи, обелиск, людей, то есть всё, что встречает глаз.
Итог этой работы радует, так как в течение года все дети в классе не только помнили полученные во время экскурсии представления о возможностях причастий, но и стали сразу, притом грамотно, пользоваться ими в практических работах.
Домашнее задание после экскурсии было доступным: составить предложения об увиденном в парке, используя причастия. Половина класса пошла дальше: их работы представляли связный текст. Вот фрагмент из тетради Анны Т.
Осенний день. Тучи, ещё утром закрывавшие небо, разошлись, и выглянуло солнце. По дорожке, выложенной фигурными кирпичиками, входим в городской парк. Подходим к обелиску, появившемуся здесь нынешним летом. На нём имена Героев, получивших это высокое звание в годы войны. Сворачиваем в правую аллею и видим старинную пушку, привезённую сюда из пригородной крепости. Рядом высокий памятник, поставленный Г. Н. Невельскому почти сто лет назад…
Работа над причастиями, их использованием в письменной речи продолжается уже по картине Д. Машкова "Первый снег”. Так как эта работа наполовину самостоятельная, создаю ситуацию успеха. Хочется, чтобы дети, выполняя задание, не разочаровались, не испугались трудностей, а справились с работой успешно. Поэтому на доске вразброс даю причастные обороты. Перед учениками ставлю задачу: вставить их в продиктованные простые предложения, выбирая место по смыслу. Вот обороты, данные на доске, а рядом картина "Первый снег”.
-
Виднеющееся за озером
-
Выпавший ночью
-
Поднявшие свои вершины
-
Торчавшей из-под снега
-
Искавшие корм
-
Желтеющие вдали
А вот простые предложения, которые диктует учитель и в которые надо, выбрав из списка, в нужное место вставить оборот.
Снег… покрыл землю. Вороны … были удивлены переменами в природе. Птицы копались в траве … . Листья берёз … трепетали на ветру. Только высокие ели … стояли молча. Село … замерло в ожидании большого снега.
Предложения я диктую не спеша, но без излишних пауз.
Если вставить и согласовать обороты правильно, то получится небольшой связный текст. К этому времени ученики уже знают, что причастный оборот может стоять и перед определяемым словом. Поэтому во время проверки обнаруживаем разные варианты, но главный залог успеха в том, чтобы помнить, что слова в обороте разрывать, переставлять нельзя. И непременно параллельно с этим заданием работаем над интонацией. Надо уже сейчас предупредить ошибку, которая может появиться в том случае, когда оборот стоит перед определяемым словом.
Потом наступает день и час, когда ученики самостоятельно по картине В. Васнецова "Алёнушка” составляют текст и используют свои причастные обороты. Но опять для создания ситуации успеха сначала идёт обмен наблюдениями, находками, отбор интересных вариантов. Эта работа проходит устно, без записи на доске, чтобы учащиеся не соблазнялись чужим трудом, а искали бы свои слова, свои варианты, равняясь на лучшие, прозвучавшие устно.
Таким образом, творчески используя возможности школьной программы, учитель каждому ученику в классе, а не только лучшему, поможет стать творцом, потому что обучение происходит на более высоком уровне интереса, внимания, эмоционального отклика детей. |