Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 09:47:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Методика работы над смысловым содержанием текста в старшей школе
20.04.2009, 20:01:26

Одним из слабых  мест в работе над текстом у старшеклассников является интерпретация смыслового содержания текста. Эта проблема накапливается годами и имеет глубокие психолингвистические корни.

   Отсутствие практики системного, заинтересованного и вдумчивого чтения произведений приводит к тому, что не формируется на должном уровне  важнейший отдел механизма речемышления – механизм предвосхищений.

      Сущность работы механизма предвосхищения (механизма вероятностного прогнозирования акта коммуникации)  заключается в следующем. В практике чтения складывается опыт разрешения, кульминации коммуникативных ситуаций. В ходе чтения рождается гипотеза, как должно завершиться то или иное коммуникативное событие; растущая заинтресованность связана с подтверждением или неподтверждением формирующейся гипотезы. В зону актуального осознавания начинают попадать все детали описания коммуникативного события, которые держат читающего в познавательном напряжении. Если опыт подтверждения или неподтвеждения коммуникативных событий не сложился, то в качестве заменяющего механизма включается первичный опыт осмысления действительности: генерализация одной из множества сюжетных линий и событий, когда читающий  неосознанно выключает все имеющиеся нюансы из процесса осмысления. Результатом такого замещения становится неправильная трактовка смыслового содержания текста. Причинами подобного  состояния дел выступают:

- минимальный словарный запас учащихся, не позволяющий освоить смысловое содержание произведения в полном объеме;

-отсутствие опыта осмысления смылообразующей роли выразительных средств;

-отсутствие опыта осмысления смыслообразующей роли синтаксических средств;

-отсутствие практики оценки роли реализованных типов речи в произведении.

      Очевидно, что причин непонимания смыслового содержания исходного текста более чем достаточно, равно как и очевиден тот факт, что учить работе над смысловым содержанием текста старшеклассника, не имеющего сформированного системного читательского опыта, более чем сложно.

      Работа в этом направлении организуется двумя основными способами: по принципу реализации модульной технологии, когда обучению смысловому анализу посвящается цикл уроков (системный подход) и когда работа над смысловым содержанием сочетается с лингвостилистическим анализом текста.

 При любом подходе  в качестве базовых реализуются следующие основные методы и приемы обучения.

1.     Выявление ключевых слов и фраз исходного текста.

Ключевыми словами текста принято называть комплекс лексем, в которых фиксируется тема (о чем текст) и идея ( ради чего создан текст) произведения  Как правило, набор ключевых слов дополняется набором ключевых фраз, наиболее полно цементирующих единство темы и идеи.

Следует помнить, что количественный состав ключевых слов и фраз у учащихся с различным уровнем читательского опыта будет различным, поэтому бояться количественных разночтений ключевых слов и фраз у учащихся не стоит.

Следует помнить и о том, что  тексты с различной речевой организацией предполагают различную технику выявления ключевой лексики.

    Инвариантной основой ключевой лексики текстов-повествований будут выступать слова, называющие действующих лиц событий, глагольная лексика, обозначающая действия героев и передающая последовательность событий, слова-скрепы, также отражающие логику и особенности протекания событий. Вариативной частью ключевой лексики будут выступать незнакомые читателю слова и грамматические обороты, слова-синонимы, практика подбора которых плохо освоена читающим. Вариативную часть могут составлять также ключевые фразы, воплощающие идею текста  и сформулированные особенно ярко и эмоционально.

     Инвариантной частью ключевой лексики текстов-описаний выступают слова, обозначающие объект (объекты) описания, слова, характеризующие признаки и состояния объектов описания, слова, передающие последовательность описания признаков и состояний. В вариативную часть входят чаще всего слова, передающие авторскую оценку описываемого, мало знакомые и незнакомые слова и обороты, отдельные , особенно яркие эмоционально- и экспрессивно-выразительные средства.

      Инвариантной частью ключевой лексики текстов-рассуждений чаще всего выступают фразы, формулирующие положения, требующие аргументации, слова, содержащие доказательную основу, слова-скрепы, передающие последовательность или логику доказательность. В вариативную часть учащиеся включают, кроме мало знакомых и незнакомых слов и оборотов, оценочные слова, яркие авторские тропы, афористически сжатые  сочетания и выражения, формулирующие идею текста.

    В этой связи бояться большого количества ключевой лексики не стоит. Процесс  постепенного ее сжатия в ходе обучения будет свидетельствовать об освоении работы по определению смыслового содержания текста.

      Главными моментами анализа выделенной ключевой лексики должны стать:

-отражение в ней темы и идеи произведения, возможность полноценной репродукции текста по ключевой лексики не только после прочтения, но и в отдаленном будущем, после проработки по данной методике других текстов.

   2. Другим взаимосвязанным приемом является создание текста по данной ключевой лексике, причем текста, заранее неизвестного учащимся. Полноценность репродукции является лучшим мерилом правильности подбора ключевых слов и выражений. Правда, реализовать данный прием необходимо в серии заданий: вначале устное воссоздание текста по заданной ключевой лексике,  затем письменное воссоздание текста по другой  заданной ключевой лексике; причем ключевая лексика и для устного, и для письменного воспроизведения должна быть ориентирована на создание текстов различной речевой природы  (повествование, описание, рассуждение). Подобная работа в обратном порядке позволяет учащимся до совершенства отточить методику отбора ключевых слов . Но самое главное, в психолингвистическом плане формируется установка на реализацию произвольного внимания при смысловой интерпретации текста.

   3. Другим важным методом, доказавшим свою жизнеспособность является работа по определению темы  и идеи текста.  Данный метод имеет различные способы реализации в старшей школе.

а) Выявление соответствия заголовка текста содержанию.

б) Выбор оптимального названия текста из ряда возможных.

в) Озаглавливание текста.

г) Определение названия текста по ключевой лексике.

д) Выявление (выписывание) фраз, наиболее полно передающих тему и идею текста.

е) Композиционный анализ текста как основа для доказательства  выбора названия текста.

ж) Содержательный анализ текста как основа для доказательства правильного выбора  названия текста.

З) Составление плана развертывания темы текста только по названию текста.

И) Составление плана развертывания текста только по ключевым фразам, формирующим тему и идею текста.

К) Написание сочинения определенного жанра, для которого предлагается или только тема, или ключевая фраза, выражающая идею планируемого текста.

Л) Разбивка темы на микротемы как проектирование текста только по заданному заголовку.

Н) Разбивка неозаглавленного текста на микротемы в целях определения наиболее удачного названия.

О) Установление зависимости между смысловым содержанием текста и его  композиционной структурой.

П) Составление   подробных и сжатых планов анализируемых текстов.

4. Довольно важным методом в работе над смысловым содержанием текста является установление зависимости между смыслом текста и реализованными в нем  лексическими и  грамматическими средствами связи .

     Данный метод реализуется в серии следующих приемов:

1)    Отбор из текста однотематической лексики (природа, животные, пейзаж, понимание красоты, доброты и т.п.).

2)    Выявление роли лексического повтора для реализации темы и идеи текста.

3)    Выявление роли использованные синонимов и антонимов для реализации темы текста.

4)    Выявление роли использованных союзов, местоимений, наречий для реализации темы текста;

5)    Выявлении роли видовременной соотнесенности глагольных  форм для реализации темы текста.

6)     Выявление роли частиц, числительных в тех же целях.

7)    Выявление  роли порядка слов в тексте для реализации темы и идеи текста.

8)    Выявление роли пунктуации в тех же целях, реализующей интонационные вязи между предложениями текста.

5. Довольно продуктивным приемом является работа по редактированию неполноценного в смысловом отношении текста, позволяющая обнаружить участие всех языковых средств в создании значений и смыслов. Данный прием обязателен при создании собственного текста и его наличие следует проверять в виде отчета, составляемого учащимися на предмет того, какие изменения они внесли в конечный вариант текста.

Данный прием реализуется как доработка намеренно искаженного в смысловом отношении текста, как самими учащимися, так и специально подобранного учителем.

    Очень тонким методом выявления смыслового содержания текста является полноценный лингвостилистический анализ текста, предполагающий выявление органического единства смыслового содержания и языковой формы текста.

Но это предмет отдельного разговора, поэтому сегодня мы скажем только о том, что эта работа должна начинаться с анализа безупречных образцов лингвостилистического анализа высокохудожественных текстов.

Работа над смысловым содержанием текста.

 

1.     Выявление ключевых слов и фраз в исходном тексте.

Озаглавьте текст. Выпишите слова, позволяющие полно и точно передать смысл названия текста.

 

В морозной тишине резко стрекотали любопытные сороки. Меж густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались причудливые следы незнакомых зверей и птиц.

 

(Наиболее полное название «Жизнь в зимнем лесу». Варианты: «Жизнь в зимнем лесу продолжается», «Лес зимой», «Животный мир леса зимой»)

 

Ключевая лексика: в морозной тишине, сороки, меж ветвей,

 белки, на снегу, следы незнакомых зверей и птиц,

Остальная лексика – вариативная, но допустимая.

 

 

Как называется лексика, позволяющая полно и точно отразить содержание текста?

Почему разные ребята дали различный набор ключевой лексики и их выбор был одобрен?

Можно ли назвать процесс выбора ключевой лексики субъективным?

В чем смысл работы по отбору ключевой лексики?

 

 

2.Озаглавьте текст. Выпишите ключевые слова и выражения. Обоснуйте отбор ключевой лексики.

 

Русская художественная литература, как и литература любого народа,- это вершина национального языка, его расцвет, его наиболее полное и яркое воплощение. Это – драгоценнейшее  языковое, интеллектуальное и эстетическое наследие, данное нам всем во владение. Давайте же учиться беречь это наследие, использовать его рачительно и умело.

                                                                   (Л.И.Скворцов).

Наиболее полное название «Драгоценннейшее наследие» (возможно множество вариантов).

Ключевые слова: русская литература, вершина языка, наследие, учиться беречь, рачительнои умело.

Вариативной лексики будет много;  следует выявить, для чего каждый конкретный ученик увеличил ключевую лексику (для полноценного отражения темы и идеи текста).

Следует разобрать значение отвлеченной лексики: полное и яркое воплощение, интеллектуальное и эстетическое наследие, рачительно.

 

2.     Прослушайте текст и озаглавьте его. Можно ли по предложенной мною ключевой лексике написать подробное или сжатое изложение по предложенному тексту?

 

  Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией, перед русским народом выделяли преобразование русского литературного языка. И.С.Тургенев в речи по поводу открытия памятника Пушкину говорил: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением.»

  В творчестве Пушкина русский язык воплотился столь полно и совершенно, что само представление о русском языке стало неотделимым от представления о языке произведений великого писателя. А.Н.Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

 

Наиболее полноценное название «Русский язык – это прежде всего Пушкин».

Предложенная ключевая лексика: Крупнейшие писатели (Тургенев, Толстой), главная заслуга, преобразование литературного языка, представление о языке неотделимо от языка  Пушкина.

Для понимания смыслового содержания и сжатого изложения ключевой лексики достаточно; для полного изложения требуется доработка.

 

3.     Составьте план текста-рассуждение на тему «Чтение- второе дыхание», который будет заканчиваться фразой: Но одно дело одолеть начало, саму технику чтения, другое – превратить чтение во второе дыхание практически непрерывно «дышать» текстами до конца жизни.».

Оптимальный план:

1.Чтение –самостоятельная интеллектуальная и речевая деятельность.

2. Чтение является процессом познания, в ходе которого труд понимания становится радостью открытия.

3. Сохранение любви к открытиям через чтение на всю жизнь.

 

4.     Письменно подберите ключевую лексику к своему тексту так, чтобы по ней вы могли пересказать его содержание.

 

5.     Предлагается название текста  «Как я научил своего брата быть аккуратным» и ключевая лексика, при помощи которой нужно составить рассказ по заданной теме.

 

Младший брат, грязнуля, разбросанные вещи, немытая посуда, заляпанный стол. Вчера не мог найти, спрашивал папа, мама, я, никто не знает, просил вернуть, теперь, порядок.

 

6.     Придумайте свою тему для рассказа и предложите набор ключевых слов. (Анализ ученических опытов).

7.     Прослушайте текст. Соответствует ли авторское название теме и идее текста. Если нет, предложите свои варианты.

             Умелец – богатство народное.

Кто же они, эти «возмутители спокойствия» в автомобильном мире? Как складываются их судьбы? Какие препятствия приходится им преодолевать на пути утверждения и торжества идей?

    Увы, не легок путь любого новатора. Вспомните судьбу одного из самых  великих новаторов нашего века – Константина Эдуардовича Циолковского. Простой учитель физики в школе небольшого провинциального городка России. Глухой, не понимаемый и отвергнутый  мещанским обществом купеческой Калуги, он мыслью своею, окрыленным разумом рвался в космические дали, разрабатывая конструкции космических кораблей, рассчитывая орбиты первых звездных путешествий.

 Расчеты и выведенные им формулы подтверждали правильность, казалось бы, самых безумных в те годы идей.

   А разве не такова судьба еще одного талантливого человека – Николая Ивановича Лобачевского ?  Будучи ректором Казанского университета, ученый создал науку, противоречащую всем признанным в математике положениям, - неевклидову геометрию (геометрию Лобачевского).

   Его положения не только не признали, их даже не поняли. Семьдесят шесть лет пролежали в архивах Российской Академии наук гениальные выкладки ученого. Сегодня ни один расчет орбит космических кораблей и спутников невозможен без теории Лобачевского. Даже в тончайших расчетах, связанных с атомной энергией, применяются принципы давно почившего гиганта.

    Можно продолжить нескончаемый список новаторов с драматическими судьбами. Они всегда были первопроходцами, ломавшими укоренившиеся представления, смотревшими на мир глазами ищущего человека. Они были людьми, смело бравшими на прицел неподатливые проблемы будущего.

                                             (Захарченко В., Туревский И.)

В процессе  анализа необходимо установить, что название, данное Дейкиной и Пахновой, не подходит. Более приемлемо: Нелегкая судьба новаторов.

 

  Требуется редакция текста: убрать первый абзац; во втором сменить «нашего века» на «двадцатого века».

 

8.     Придумайте название к возможному тексту, представленному в виде ключевой лексики и ключевых фраз:

Для меня священно все, что связано со словом «Москва»; архитектурный ансамбль, древний собор, старинный особняк, памятники старины, величественное сооружение, талантливый зодчий, бережно сохранять, по-прежнему прекрасный, мало-помалу изменяется, точь-в-точь как на старинной  гравюре, гармонично сочетается, любоваться панорамой Московского Кремля, московские улицы, по-московски гостеприимно, радушно.

 

9.     Озаглавьте данный текст. Выпишите фразу, формулирующую основную идею текста.

… Сколько из этой одной, но великой пьесы вошло в нашу речь оборотов, изречений, сколько из текста возникло поговорок, пословиц, до Грибоедова не существовавших?!   И не появись пьеса, мы бы так и остались без них. «Шумим, братец, шумим!», «Шел в комнату, попал в другую», «Дистанция огромного размера», «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!», «Карету мне, карету!», «Смешенье языков: Французского с нижегородским!». Чуть ли не вся эта гениальная пьеса живительной влагой впиталась в толщу нашего литературного и народного, разговорного языка ( что особенно важно)  и так теперь и пребудет в ней во веки веков.

                                                     (А.Кондратович)

Оптимальное название  «Великий язык великой пьесы». Идея заключена в последней фразе.

 

10.                       Почему автор предлагаемой статьи из «Энциклопедического словаря юного филолога»  разбивает свой текст  на  четыре абзаца? Композиционный анализ целесообразно сопровождать смысловым анализом текста.

             Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми.

       Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нем параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Гоголя, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно все», о чем он сказал в своем творчестве.

     Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали наши предки; нож называется перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят…

 

В ходе анализа необходимо установить, что количество абзацев соответствует количеству основных мыслей или сюжетных линий.

 

11.                       Проводя содержательный анализ текста, докажите то, что автор правильно озаглавил свой текст.

                       Мудрость невидимого ключа

Сегодня родников становится все меньше. Они уходят. У кургана Хорошего нынче ключ заглох. И сразу заглохла верба над ним. Родники уходят, может быть, потому, что раньше они нужны были пахарям, пастухам, косарям и просто путникам, чей род редеет. Вот и уходит  за родником родник. Смыкаются земные уста. Неслышимо щелкнул невидимый ключ. На запоре, до лучшей поры, бережет земля родниковую воду.

                                              (Б.Екимов).

12.Составьте план будущего сочинения по предложенным темам (на выбор) :

Слово – дело великое;

Словари – наши друзья и помощники;

Русская литература – наша гордость;

Русская природа в лирике Пушкина;

Мое поколение;

Школьные годы;

Слово о русском языке.

 

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: скачать бесплатно, Методика работы над смысловым содер, урок русского в школе, план-конспект, Конспект урока по русскому языку
Просмотров: 4197 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0