Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 06:28:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

АНТОНИМЫ
05.05.2009, 10:06:50

Тип урока: Расширение и углубление знаний на основе моделирования темы.

 

Цель: Расширение понятия «Антонимия».

Задачи:

1. Показать закономерность в появлении понятия "антонимы" как результат системных связей, основанных на противоположных значениях.

2. Организовать целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся по расширению понятия "антонимия" на основе дидактических многомерных инструментов.

3. Сформировать обобщенный способ действия по выявлению особенностей антонимов, структуры, характера отношений между лексическими единицами.

4. Познакомить учащихся с использованием антонимов в художественном произведении и приемами построения художественного образа на основе антонимов.

5. Ввести новые понятия, связанные с понятием «антонимы»:  «конверсивы», «энантиосемия», «антитеза», «оксюморон».

 

 

Ход урока:

 

1. Актуализация опыта учащихся.

Создание ситуации успеха и ориентировка на моделирование новых понятий.

 

Задание № 1: на выявление видов системной связи.

Красивый, пригожий, уродливый, красный, прелестный.

Вопросы:

1) Когда употребляются эти слова, то есть какова их функция?

2) Какое слово лишнее?

3) Какие системные отношения обнаруживаем среди оставшихся слов?

4) Существует ли особенность в системных отношениях между словами «красивый» - «уродливый»?

Выводы:

1.            Данные слова характеризуют качество предмета или явления, следовательно, между ними существует системная связь.

2.            Синонимический ряд составляют слова «красивый», «пригожий», «красный», «прелестный». Эти слова близки по значению, хотя стилистические функции  у них разные.

3.            В этот ряд не входит слово «уродливый». Оно противоположно по значению любому слову данного синонимического ряда и вступает с ним в  антонимическую связь (антонимическая пара).

 

Результат УД:

Закрепление приема определения антонимической связи по признаку противоположного значения.

 

Самостоятельное задание № 2: на выявление антонимических связей в предложениях.

1)       У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

2)       Летели два крокодила:

Один – зеленый,

Другой – в Африку.

3)       Хватилась мачеха о пасынке, когда лед прошел.

4)       Терпение и труд все перетрут.

Вывод:

1 пример - слова «день – ночь», «направо – налево»  образуют противоположные отношения (временные и пространственные), следовательно, являются антонимами.

2 пример – слова «зеленый» и «Африка» не образуют антонимической пары, поскольку между ними отсутствует системная связь.

3 пример  - слова «мачеха» и «пасынок» не образуют антонимической пары, поскольку к первому слову антонимом является слово «мать», ко второму – «сын».

4 пример  - «терпение» и «труд» являются контекстуальными синонимами, так как между ними складываются близкие по значению отношения (качество, способствующее преодолению препятствия), это системная связь.

 

2. Формирование новых понятий на основе актуализации учебной деятельности учащихся.

Задание № 3: на выявление других видов системных отношений.

1) Чай горячий, а суп…

2) Сережа ушел, а Коля…

3) Брат старше сестры, а  сестра …

4) Каспаров выиграл партию в шахматы, а соперник…

Вопрос: Предполагают ли первые два примера, что:

1)       если чай горячий, то суп холодный? (нет);

2)       если Сережа ушел, то Коля пришел? (нет).

Вопрос: Предполагают ли третий и четвертый примеры, что:

3) если брат старше сестры, то сестра моложе брата? (да);

4) если Каспаров выиграл, то его соперник проиграл? (да).

 

 

 

Вывод:

Первые два примера – не обнаруживают синтаксической зависимости и  предполагают вариативность продолжения предложения (антонимическую или синтонимическую связь).

Два последних примера – синтаксические явления и обязательно предполагают наличие обратной связи. Такие отношения называются - конверсивами.

Не следует смешивать антонимы (противоположные отношения) и конверсивы (обратные отношения).

 

УГЛУБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АНТОНИМЫ»

 

 Типы антонимов.

Задание № 4: на обнаружение типов антонимов.

1)       холод - (жара); стар - (мал); деликатный - (невежливый);

2)       страшен враг за горами, но страшнее - за плечами.

Алгоритм определения типов антонимов:

1.                   Ищем пары слов, где отношения имеют противоположное значение.

2.                   Определяем, имеются ли в предложении противопоставления.

3.                   Определяем, с помощью каких слов создается противопоставление.

Вывод: Антонимы могут проявляться вне текста (языковые) и в контексте (контекстуальные).

 

 Морфологическая характеристика.

Задание № 5: на нахождение антонимов, выраженных разными частями речи.

1) Недруг - ….

2) Найти - …

3) Сильный - …

4) Высоко - ….

5) Нигде - …

6) Из - …

7) И - …

Выводы:

1. Антонимы могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, некоторыми местоимениями, предлогами, союзами.

                2. Исключения составляют: имена собственные, имена нарицательные, называющие конкретные предметы, числительные и некоторые местоимения.

 

 

Задание № 7: на закрепление способов образования антонимов.

  1. вход – выход;
  2. совестливый – бессовестный;
  3. жгучий …;
  4. задуть …;
  5. ленивый – трудолюбивый.

 

 Пары лексических единиц.

Какие лексические единицы участвуют в образовании антонимов?

Задание № 8: на выявление лексических единиц

1. Подбери антонимы:

Минорный  - (мажорный)

Яркий - (тусклый)

Центр - (окраина)

Обвинить - (оправдать)

2. Подбери антонимы-фразеологизмы:

Дружить - (жить как кошка с собакой)

Ссориться - (жить душа в душу)

Вдумчиво - (очертя голову)

Кое-как - (комар носа не подточит)

3. Подбери к данным фразеологизмам антонимические словосочетания.

Важная птица.

Заварить кашу.

Поджимать хвост.

Кот наплакал.

Из другого теста.

Ключи к построению ответов: расхлебывать кашу; задирать нос; мелкая сошка; из одного теста; пруд пруди.

 

Алгоритм
  1. Перевод метафоры в прямое значение (Важная, крупная персона)
  2. Подбор слова синонима (Важная персона)
  3. Подбор противоположного значения (Жалкий, ничтожный)
  4. Обратный перевод в метафору ( мелкая сошка).

Вывод: В качестве антонимов могут выступать следующие лексические единицы: слово - слово; слово фразеологизм; фразеологизм- фразеологизм;

 

 Художественные приемы.

Как называются художественные приемы, применяемые в произведениях на основе антонимов?

Задание № 10: на нахождение художественных приемов.

1)

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положил их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

2)

Но красоты их безобразной

Я скоро таинство постиг.

Вывод: Антонимы используются для создания антитезы (пример 1) и оксюморона (пример 2) - соединение несоединимого.

 

К-8. Применение антонимов.

Как используются антонимы в тексте?

Задание № 11: на определение роли антонимов в тексте.

1) Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх

2) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва на конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.

3) Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

4) Любишь брать - люби отдавать. Днем тихо - ночью лихо.

1)       У сильного всегда бессильный виноват (Крылов). Без пользы жить - безвременная смерть (Гете).

6) "Живые и мертвые" (Симонов); "Война и мир" (Толстой); "Толстый и тонкий" (Чехов).

Вывод: Антонимы используются для характеристики героев, организации текста и уточнения обстоятельств действия (функциональное применение), в пословицах и поговорках, крылатых выражениях (формообразующее применение), в названии произведений.

 

ОБОБЩЕНИЕ:

Антонимы - системные связи, основанные на противопоставлении. Антонимы по структуре могут быть разнокорневыми, однокорневыми. В качестве антонимов выступают слова или фразеологизмы.

Различаются антонимы языковые и контекстуальные. Авторы широко используют антонимы для создания художественного образа, организации текста, уточнения обстоятельств действия, названии произведения, в афоризмах и крылатых выражениях. На использовании антонимов основаны художественные приемы: антитеза, оксюморон.

 

Домашнее задание: построить модель урока.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: план-конспект, Конспект урока по русскому языку, АНТОНИМЫ, скачать бесплатно, урок русского в школе
Просмотров: 4457 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0