Тип урока: Расширение и углубление знаний на основе моделирования темы.
Цель: Расширение понятия «Антонимия».
Задачи:
1. Показать закономерность в появлении понятия "антонимы" как результат системных связей, основанных на противоположных значениях.
2. Организовать целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся по расширению понятия "антонимия" на основе дидактических многомерных инструментов.
3. Сформировать обобщенный способ действия по выявлению особенностей антонимов, структуры, характера отношений между лексическими единицами.
4. Познакомить учащихся с использованием антонимов в художественном произведении и приемами построения художественного образа на основе антонимов.
5. Ввести новые понятия, связанные с понятием «антонимы»: «конверсивы», «энантиосемия», «антитеза», «оксюморон».
Ход урока:
1. Актуализация опыта учащихся.
Создание ситуации успеха и ориентировка на моделирование новых понятий.
Задание № 1: на выявление видов системной связи.
Красивый, пригожий, уродливый, красный, прелестный.
Вопросы:
1) Когда употребляются эти слова, то есть какова их функция?
2) Какое слово лишнее?
3) Какие системные отношения обнаруживаем среди оставшихся слов?
4) Существует ли особенность в системных отношениях между словами «красивый» - «уродливый»?
Выводы:
1. Данные слова характеризуют качество предмета или явления, следовательно, между ними существует системная связь.
2. Синонимический ряд составляют слова «красивый», «пригожий», «красный», «прелестный». Эти слова близки по значению, хотя стилистические функции у них разные.
3. В этот ряд не входит слово «уродливый». Оно противоположно по значению любому слову данного синонимического ряда и вступает с ним в антонимическую связь (антонимическая пара).
Результат УД:
Закрепление приема определения антонимической связи по признаку противоположного значения.
Самостоятельное задание № 2: на выявление антонимических связей в предложениях.
1) У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
2) Летели два крокодила:
Один – зеленый,
Другой – в Африку.
3) Хватилась мачеха о пасынке, когда лед прошел.
4) Терпение и труд все перетрут.
Вывод:
1 пример - слова «день – ночь», «направо – налево» образуют противоположные отношения (временные и пространственные), следовательно, являются антонимами.
2 пример – слова «зеленый» и «Африка» не образуют антонимической пары, поскольку между ними отсутствует системная связь.
3 пример - слова «мачеха» и «пасынок» не образуют антонимической пары, поскольку к первому слову антонимом является слово «мать», ко второму – «сын».
4 пример - «терпение» и «труд» являются контекстуальными синонимами, так как между ними складываются близкие по значению отношения (качество, способствующее преодолению препятствия), это системная связь.
2. Формирование новых понятий на основе актуализации учебной деятельности учащихся.
Задание № 3: на выявление других видов системных отношений.
1) Чай горячий, а суп…
2) Сережа ушел, а Коля…
3) Брат старше сестры, а сестра …
4) Каспаров выиграл партию в шахматы, а соперник…
Вопрос: Предполагают ли первые два примера, что:
1) если чай горячий, то суп холодный? (нет);
2) если Сережа ушел, то Коля пришел? (нет).
Вопрос: Предполагают ли третий и четвертый примеры, что:
3) если брат старше сестры, то сестра моложе брата? (да);
4) если Каспаров выиграл, то его соперник проиграл? (да).
Вывод:
Первые два примера – не обнаруживают синтаксической зависимости и предполагают вариативность продолжения предложения (антонимическую или синтонимическую связь).
Два последних примера – синтаксические явления и обязательно предполагают наличие обратной связи. Такие отношения называются - конверсивами.
Не следует смешивать антонимы (противоположные отношения) и конверсивы (обратные отношения).
УГЛУБЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АНТОНИМЫ»
Типы антонимов.
Задание № 4: на обнаружение типов антонимов.
1) холод - (жара); стар - (мал); деликатный - (невежливый);
2) страшен враг за горами, но страшнее - за плечами.
Алгоритм определения типов антонимов:
1. Ищем пары слов, где отношения имеют противоположное значение.
2. Определяем, имеются ли в предложении противопоставления.
3. Определяем, с помощью каких слов создается противопоставление.
Вывод: Антонимы могут проявляться вне текста (языковые) и в контексте (контекстуальные).
Морфологическая характеристика.
Задание № 5: на нахождение антонимов, выраженных разными частями речи.
1) Недруг - ….
2) Найти - …
3) Сильный - …
4) Высоко - ….
5) Нигде - …
6) Из - …
7) И - …
Выводы:
1. Антонимы могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, некоторыми местоимениями, предлогами, союзами.
2. Исключения составляют: имена собственные, имена нарицательные, называющие конкретные предметы, числительные и некоторые местоимения.
Задание № 7: на закрепление способов образования антонимов.
-
вход – выход;
-
совестливый – бессовестный;
-
жгучий …;
-
задуть …;
-
ленивый – трудолюбивый.
Пары лексических единиц.
Какие лексические единицы участвуют в образовании антонимов?
Задание № 8: на выявление лексических единиц
1. Подбери антонимы:
Минорный - (мажорный)
Яркий - (тусклый)
Центр - (окраина)
Обвинить - (оправдать)
2. Подбери антонимы-фразеологизмы:
Дружить - (жить как кошка с собакой)
Ссориться - (жить душа в душу)
Вдумчиво - (очертя голову)
Кое-как - (комар носа не подточит)
3. Подбери к данным фразеологизмам антонимические словосочетания.
Важная птица.
Заварить кашу.
Поджимать хвост.
Кот наплакал.
Из другого теста.
Ключи к построению ответов: расхлебывать кашу; задирать нос; мелкая сошка; из одного теста; пруд пруди.
Алгоритм
-
Перевод метафоры в прямое значение (Важная, крупная персона)
-
Подбор слова синонима (Важная персона)
-
Подбор противоположного значения (Жалкий, ничтожный)
-
Обратный перевод в метафору ( мелкая сошка).
Вывод: В качестве антонимов могут выступать следующие лексические единицы: слово - слово; слово фразеологизм; фразеологизм- фразеологизм;
Художественные приемы.
Как называются художественные приемы, применяемые в произведениях на основе антонимов?
Задание № 10: на нахождение художественных приемов.
1)
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положил их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
2)
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг.
Вывод: Антонимы используются для создания антитезы (пример 1) и оксюморона (пример 2) - соединение несоединимого.
К-8. Применение антонимов.
Как используются антонимы в тексте?
Задание № 11: на определение роли антонимов в тексте.
1) Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх
2) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва на конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.
3) Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле.
4) Любишь брать - люби отдавать. Днем тихо - ночью лихо.
1) У сильного всегда бессильный виноват (Крылов). Без пользы жить - безвременная смерть (Гете).
6) "Живые и мертвые" (Симонов); "Война и мир" (Толстой); "Толстый и тонкий" (Чехов).
Вывод: Антонимы используются для характеристики героев, организации текста и уточнения обстоятельств действия (функциональное применение), в пословицах и поговорках, крылатых выражениях (формообразующее применение), в названии произведений.
ОБОБЩЕНИЕ:
Антонимы - системные связи, основанные на противопоставлении. Антонимы по структуре могут быть разнокорневыми, однокорневыми. В качестве антонимов выступают слова или фразеологизмы.
Различаются антонимы языковые и контекстуальные. Авторы широко используют антонимы для создания художественного образа, организации текста, уточнения обстоятельств действия, названии произведения, в афоризмах и крылатых выражениях. На использовании антонимов основаны художественные приемы: антитеза, оксюморон.
Домашнее задание: построить модель урока. |