Цель: Познакомить учащихся с повелительным, изъявительным и условным наклонением глаголов.
Задачи: - ввести понятие «наклонение глаголов;
- развивать коммуникативные умения, умение работать самостоятельно;
- вызвать интерес к изучению родного языка.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Мотивация.
*Черчу во всю доску схему дома.
- Построили дом для глаголов.
- Почему такой большой?
( глаголов много)
- Верно. При этом наклонности, характеры у глаголов разные: одни глаголы очень решительные, требовательные, другие – спокойные, рассудительные, третьи – уступчивые, мягкие, вежливые.
О каких глаголах идёт речь?
( ? )
- Попробуем разобраться?
3.Постановка учебной задачи.
Запишите предложения:
1) Мы участвуем в спартакиаде.
2) Вот бы поучаствовать в спартакиаде.
3) Ребята, участвуйте в спартакиаде!
- Найдите глаголы. Что обозначает глагол?
(действие)
- А какое действие? Сравните предложения. В каком предложении глагол обозначает реальное действие, а в каком – нереальное, а лишь желаемое?
( 1-е предложение – реальное действие, 2-е и 3-е предложения – нереальное)
Указание на реальность или нереальность действия – это особое грамматическое значение, которое выражается с помощью противопоставленных форм, которые называются формами наклонения.
- Назовите глагольные формы, которые противопоставлены в наших предложениях.
(участвуем, участвовали бы, участвуйте)
- А что означают эти формы?
( ? )
-
Решение учебной задачи.
*Работа парами.
Учащиеся пытаются определить, какое действие обозначают глаголы в каждом предложении. Тех, кому трудно , учитель может отослать к теоретическому материалу в учебнике, но определить значение каждой глагольной формы ученики должны самостоятельно.
- Что получилось?
( глагол «участвуем» обозначает действие, которое происходит;
глагол « участвовали» бы обозначает действие как возможное;
глагол «участвуйте» обозначает действие, которое должно быть выполнено по требованию говорящего).
5.Обобщение.
Итак, сколько форм наклонения определили?
( три)
-Прочитайте в учебнике, какими терминами называют каждую форму глагола. (С.р.)
О каких глаголах шла речь?
(о глаголах повелительного, изъявительного и условного наклонения)
- Приведите свои примеры.
(............)
-
Закрепление.
(1 человек у доски)
Запишите глаголы в три столбика: 1- повелительное наклонение; 2-изъявительное наклонение; 3-условное.
Пожар снежком не погасишь.
На печи не храбрись, а на поле не трусь.
Одна пчела много мёда не натаскает.
Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?
Опавшая хризантема не вернётся на куст.
- Что получилось?
Хорошо. Но при таких различных наклонностях глаголы ужиться не могут. Вот почему строители разгородили дом вертикальными глухими стенами на три части. Глаголы скоро придут. Они, наверное, заспорят: каждому наклонению, пожалуй, захочется занять большую часть дома. Подумайте, кому отдать большую часть?
*Если ребятам трудно, отправляю их к выполненному упражнению.
( глаголам изъявительного наклонения)
- Почему?
( Их больше. Они имеют три формы времени. )
-
Подведение итогов.
- О чём шла речь?
- Что нового узнали?
- Какова тема урока?
Домашнее задание: § , упр. |