Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.
Ход урока
« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». Д.С.Лихачев
I. Вводное слово.
Учитель: Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.
II. Повторение изученного в 5-9 классах.
1. Повторение фонетики
- Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?
В одном мультфильме-загадке есть такие строчки (Презентация, Слайд 1):
Далеко-далеко на лугу Пасутся ко… Ко… Нет, не кони! Ко… Нет, не козы! Ко… Правильно, коровы!
Назовите фонетическую ошибку.
2. Словообразование.
- Слово беруши означает «аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве». Как образовано это слово?
(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши.)
( Слайд 2)
Утреннее настроение
У папы настроение Зазавтракомчитальное, У мамы настроение Напапуобижальное, У брата настроение Кричальнопогремучее, А у меня, А у меня – Покомнатампрыгучее.
- Определите способ образования данных слов.
Зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (Образованы сложно-суффиксальным способом.)
- Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?
- Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)
Одиночила в комнате девушка Взволновали ее звуки флейты...
Художники! Бойтесь мещанок: Они обездарят ваш дар...
Я еду в серебряноспицной коляске...
Все звезды мира и все планеты Жемчужу гордо в свои сонеты...
Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.
1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный). 4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
3. Морфология.
- Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!». Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!». (Л.Петрушевская. «Пуськи бятые»)
- На каком языке этот тест? Присмотримся повнимательнее и постараемся понять как можно больше. Здесь нет ни одного русского слова, кроме служебных. Что собственно происходит и с кем – неизвестно. Однако кое-что можно понять. Ясна последовательность событий, кто какое действие совершает и какое свойство к кому относится. Не сложно сделать и грамматический разбор.
- Сделайте разбор слов Калуша, подудонились.
4. Пунктуация.
- Знаки препинания появились позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. А может быть напрасно? Конечно, не обойтись без пробелов – их важность воспета даже школьным фольклором: наполеонпосеяллен, полякипелижуравлями. (Слайд 5)
Но если все пробелы на местеи правила орфографии соблюдены, кажется, и без знаков препинания все будет понятно. Давайте проверим на следующих примерах (Слайд 6):
В.Вересаев рассказывает в своих «Воспоминаниях»: «Знал я наизусть и "Бородино”. Одну из строф читал так:
Мы долго молча отступали. Досадно было, – боя ждали. Ворчали старики: "Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры? О, русские штыки!”».
- Вспомните, как это сказано у М.Ю. Лермонтова. Какой смысл получается, если читать так, как рассказывал В.В. Вересаев?
При чтении наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» В.В. Вересаев неправильно прочитал последние строчки, превратив слова русские штыки в обращение и разбив две последние строки на два предложения: одно – вопросительное, другое – восклицательное. Строки эти звучат в стихотворении следующим образом.
Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?
- Что изменится, если убрать первую запятую в помещенном отрывке из произведения А.С. Пушкина (Слайд7):
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стая галок на крестах.
Если убрать первую запятую в приводимом отрывке, получится, что бабы, мальчишки, лавки и т.д. мелькают мимо будки. Слово будки будет тогда не одним из подлежащих, а дополнением, при котором стоит предлог мимо.
- Расставьте знаки препинания в стихотворении Р. Чиарди. (Слайд 8)
За перекрестком, Там, где аптека, Встретил я странного человека. Шел он без шляпы, И потому Я обратился С вопросом к нему. - Где ваша шляпа?- Его я спросил. - Братец, я сроду её не носил. - Но отчего же ? - Мой милый, увы, Нет у меня для неё головы. - Но почему нет у вас головы? Может, на это ответите вы? Он загрустил И ответил так: - Все потому, брат, Что я дурак.
- Следующие предложения взяты из газет. Что в них обращает на себя внимание? (Слайд 9) Исправьте эти предложения.
1. И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной продукцией. 2. Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у криминального бизнеса. 3. Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько нервной.
5. Шутке - минутка.
Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Назовите известные вам словари.
Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей. Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд 10)
Астрология - раздел ботаники: разведение астр. Бездарь - человек, которому ничего не подарили. Зазубрина - правило. Изверг - действующий вулкан. Папье-маше (франц.) - родители. Ранец - контуженный. Ср. померанец Сомнение - мнение коллектива. Химера (сокр.) - эра химии. Язычник (проф.) – лингвист.
- В заключение урока приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
III. Домашнее задание.
Дома: выписать из художественной литературы 3-4 примера с авторскими неологизмами; определить способ словообразования.
|