Цели:
- Познакомить учащихся с новым видом односоставных предложений с главным членом - подлежащим.
- Научить детей находить назывные предложения, выделять их среди других видов и использовать назывные предложения как средство выражения художественной действительности.
Задачи:
- Повторить и закрепить изученный ранее материал по теме: «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым».
- Ввести понятия: „Односоставное предложение с главным членом - подлежащим, назывное предложение".
- Показать различные способы выражения главных членов в назывных предложениях
- Показать место использования назывных предложений в различных видах искусства.
- Повторить понятие „пропорции фигуры человека", закрепить изученный ранее материал по теме: "Пропорции детской фигуры".
- Дать представление о пропорциях фигуры взрослого человека, путем сравнительной характеристики с фигурой ребенка.
- Развивать графические умения и практические навыки изображения с натуры фигуры взрослого человека.
- Воспитывать у детей представления о разнообразных формах и методах изображения фигур человека на примере известных произведений искусства,
(художественной керамики, изделий из древесины, соломки и репродукций с картин).
- Подробно разработать сюжет и рассмотреть композицию репродукции с картины Маковского В. Е. „Свидание".
Оборудование:
- Опорные таблицы односоставных предложений.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Репродукции с картин В. Серова „Девочка с персиками", „Девушка, освещенная солнцем", И. Шишкина „Рожь", Маковского В. Е.„Свидание" и др.
- Сборник стихотворений А. Фета.
- Таблицы с изображением детской фигуры и фигуры взрослого человека.
- Открытки, с изображением фигур людей, выполненных в различных технологиях.
- Музыкальное сопровождение - классическая музыка.
- Простые карандаши, бумага А4, ластик.
- Оказывается дополнительная помощь со стороны учащегося и преподавателя школы, в качестве натурщиков, для показа изображения картины Маковского В. Е. „Свидание".
Ход урока:
I. Повторение изученного ранее материала. Постановка целей урока перед учащимися.
- Вид деятельности:
- индивидуальная работа 2 учащихся по карточкам в тетрадях для творческих работ,
- остальные учащиеся выполняют фронтально в рабочих тетрадях задания для повторения, пройденного ранее материала, и одновременно контролируют работу 1 учащегося, работающего у доски с тем же заданием,
- после выполнения заданий учащийся получает оценку.
- Содержание деятельности при фронтальной работе класса:
Задание: Записать строчки из стихотворений на доске. Определить и графически показать двусоставные и односоставные предложения. В односоставных предложениях определить вид сказуемого. Пропущенные буквы вставить и объяснить их написание.
2 лицо определен. личн. односост. лредлож.
1. ЗатЯните (тянет) песенку, Песенку заветную
(Пушкин)
двусоставн. предлож.
2. РоняЕт (глагол в неопр.ф. - ронять - 1 спрж., поэтому пишется буква е) лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле (Пушкин)
односоставн. безличн. предлож.
3. Только мне не плаче(т, ть)ся, (что делается?) На душе светло. (Есенин)
3л., мн.ч. односоставн. неопредел. личн. предлож.
4. И казнили Степана Калашникова смерт(?)ю (перед буквами „е, ё, ю, я„ пишется „ь") лютою, позорнОю. (какою?) (Лермонтов)
1 л. односоставн. определен. личн. предлож.
5. Люблю твой строгий, стройный виД (виды). (Пушкин)
односоставн. определен. личн. предлож.
6. СИжу (сидя) за решЁткой в темнице сырой. (Пушкин)
числит. суш. сущ. суш. од носоставн. назывн. предл ож.
7. Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертания столицы во мгле.
- При работе по карточкам учащимся предлагается использовать в качестве помощи материал опорной таблицы по теме: «Односоставные предложения», которая находится на доске и открыта не полностью, так как последний вид односоставных предложений будет изучен в процессе этого урока. Подведение итогов работы. Выводы. Подведение итогов работы и обобщение пройденною материала позволяет учащимся самостоятельно сделать выводы о том, что в карточке последнее седьмое предложение невозможно отнести к ранее изученным видам односоставных предложений с главным членом - сказуемым, и ставит перед детьми проблему необходимости узнать новый вид односоставных предложений.
II.Объяснение нового материала. Введение новых понятий.
- Обсуждение проблемы Учитель совместно с учащимися обсуждает появившуюся проблему и предлагает им ее решение, путем знакомства с новым видом односоставных предложений. Учитель записывает тему урока на доске, ребята - в тетради.
- Дальнейшая работа Далее работа проходит следующим образом:
- запись этого предложения на доске, - определение односоставности или двусоставности данного предложения по наличию главных
членом предложения. Это позволяет повторить все ранее изученные виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым, но в данном предложении главный член - подлежащее. (Дети легко это определяют, повторяя на какие вопросы отвечают главные члены предложений, и самостоятельно дают первоначальное определимо такого вида предложений)
Учитель, обобщая полученные ответы учащихся, дает полное определение новогодля детей вида односоставных предложений с главным членом - подлежащим, который называется „Назывным", а предложения - назывными .
Учитель обращает внимание детей на особенность назывных предложений. Эта особенность заключается в том, что главный член такого предложения может быть выражен не только существительным, но также и числительным. (Учитель заведомо не говорит о наличии еще одного вида выражения подлежащего, так как в представленном задании этот тин предложения отсутствует и будет рассматриваться позже, в течение урока.)
работа с опорной таблицей.
-Учитель открывает последний вид предложений, и совместно с детьми рассматривает новый пример, данный в таблице. -Учащиеся записывают этот вид предложений в свои рабочие памятки, указывая новые примеры самостоятельно - работа с учебником. - ребята открывают учебник на стр.96 и читают определение назывных предложений.
III. Закрепление нового материала.
Работа с учебником - выполнение упражнения №213 ч.1. Работа выполняется путем комментированного письма. Один ученик работает у доски.
Задание: В данных предложениях обозначьте основы. Найти и выписать назывные предложения.
Псковская земля. Мелколесье. Валуны. Голубые озерца льна.
(Оставшиеся предложения являются двусоставными, поэтому их не выписывают. В тексте для слова ЛЬНА необходимо произвести фонетический разбор, который выполняет ученик, работающий у доски, его работа оценивается).
ЛЬНА-[льна] л - [л '] - согл., сонор. ь - н - [н] - согл., сонор. а - [а 1- гласи., ударн. __________________4 б., 3 зв.
Работа со словарями - Учащиеся записывают в словари новые словарные слова, которые учитель вывешивает на доске и объясняет их правописание и значение.
КАТЕР - лодка с мотором для быстрого передвижения , ДИСКУССИЯ - обсуждение какого-либо вопроса или темы.
Игровой момент.
Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме.
Суть игры: учащиеся должны хором продолжить начатую учителем строчку из известных им стихотворений в том случае, если эта строчка является назывным предложением. Иначе - они должны соблюдать молчание
Содержание:
Мороз и солнце!................................................................... День чудесный! (Пушкин) Люблю грозу.......................................................................................................... (Тютчев) Унылая пора!................................................................... Очей очарованье! (Пушкин) Август месяц. Тихо. Сухо.......................................... Предвечерний час. (Исаковский) Во глубине сибирских руд.................................................................................. (Пушкин) Достали нот.......................................................................................................... (Крылов)\ Тучки небесные, вечные странники................ степью лазурною, цепью жемчужною (Лермонтов) В больших сапогах, в полушубке овчинном.................. в больших рукавицах, а сам - с ноготок. (Некрасов) Белая береза под моим окном............................................................................. (Есенин) Гой ты родина моя................................................................................................ (Огарев) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,....................... .................................................. ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (Тургенев)
Подведение итогов игрового момента. Устное поощрение ответов учащихся.
IV. Сообщение учителя о том, где в основном употребляются назывные предложения.
(В основном в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.)
Учитель читает стихотворение А. Фета, а перед прочтением ставит перед детьми ряд вопросов:
- Почему было выбрано именно это стихотворение?
- Какое отношение имеет данное стихотворение к теме нашего урока?
Чудная картина. Свет небес высокий, Как ты мне родна: И блестящий снег, Белая равнина И саней далеких Полная луна. Одинокий бег.
Работа с прочитанным стихотворением
При ответе на поставленные вопросы, учащиеся определяют, что все стихотворение состоит только из назывных предложений, определяют, чем выражены главные члены этих предложений и открывают для себя, что подлежащее в назывных предложениях может быть выражено еще и местоимением.
Учитель читает еще одно стихотворение А. Фета и сообщает детям, что оно, также как и предыдущее, состоит только из назывных предложений.
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря…
- Учитель, после прочтения стихотворения говорит детям о том, как отозвался, об этом
стихотворении великий русский писатель Л.Н.Толстой: „ В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина..." и затем предлагает учащимся обратить свое внимание на репродукции с картин, которые расположены на доске.
- Работа по картинам
Проходит в 3 этапа:
1) "Девушка, освещения солнцем". Работа проводится в устной форме. Учитель предлагает учащимся заранее подготовленное им описание картины „Девушка, освещенная солнцем", в котором он использовал только назывные предложения:
"Лес". Поляна, освещенная яркими лучами солнца. Под большим раскидистым деревом, в теньке, красивая девушка: в белой блузке и синей юбчонке. Девушка с голубыми глазами и правильными чертами лица.
Учащиеся должны самостоятельно определить вид предложений, используемых учителем для описания данной репродукции, и доказать собственные выводы. Работа не оценивается, так как является подготовительным этапом к основной части заданий.
2) "Девочка с персиками" Работа проводится в комбинированной форме: сначала - устно, затем все предложения записываются в тетрадь. Теперь содержание задания немного усложняется - учитель предлагает только начало описания репродукции: „Летний теплый день. Залитая солнцем светлая просторная комната..." Учащиеся должны самостоятельно продолжить описание изображения на репродукции, используя только назывные предложения. Эта работа учащихся оценивается.
3) "Рожь" Работа проводится полностью в письменной форме в рабочих тетрадях. По данной картине задание для учащихся еще более усложняется - теперь они работают полностью самостоятельно, используя для описания не только назывные предложения, но также и предложения других видов, изученных ими ранее. Каждый вид предложений должен быть обозначен графически. Результаты работы комментируются учащимися и оцениваются учителем.
V. Вступительное слово учителя ИЗО. Понятие „пропорции фигуры человека", закрепление изученного ранее материала по теме:"Пропорции детской фигуры."
Учитель проводит с учащимися вступительную беседу, с целью вспомнить где раньше им приходилось встречаться с различными изображениями фигуры человека. В результате беседы выясняется, что дети еще ни разу не рисовали фигуру взрослого человека в полный рост, а только лишь частично, поэтому с пропорциями такой фигуры не знакомы. Учитель демонстрирует примеры разнообразных изображений человеческой фигуры, выполненных в различных технологиях, обращая внимание учащихся на то, что независимо от положения, ее пропорции остаются постоянными.
VI. Представление о пропорциях фигуры взрослого человека, путем сравнительной характеристики с фигурой ребенка. Развитие графических умений и практических навыков изображения с натуры фигуры взрослого человека.
- Как правильно рисовать фигуру взрослого человека? - Учитель демонстрирует игрушки, куклы, сказочных героев, которые ранее изображались детьми на уроках, анализируя и сравнивая степень сохранности пропорций в данных изделиях. - Далее учащимся предлагается сравнить пропорции детской фигуры и фигуры взрослого человека, используя таблицы, которые вывешиваются на доске. - Начинается рассмотрение и анализ схематических изображений пропорций и основ конструктивного строения фигуры человека.
При этом учитывается опыт учащихся рисовать фигуры сказочных героев и игрушечных фигурок людей.
Вопросы к работе по таблицам:
- Кто покажет вертикальную основную линию, определяющую высоту фигуры?
- Каково соотношение высоты всей фигуры к высоте головы вместе с шеей?
- Какую часть всей высоты фигуры занимает длина ног?
- Где размещается конец кисти, опущенной руки?
- Учитель обращает внимание учащихся на то, что изображение фигуры человека в движении и то, как при этом изменяется положение всей фигуры, они могут проследить по таблице, вывешенной на доске. - Выводы о проделанной работе.
VII. Разработка сюжета и рассмотрение композиции репродукции с картины "Свидание"
- Для выполнения поставленной в этом блоке урока задачи привлекаются помощники со стороны, для постановки изображения картины.
- Учащиеся выполняют набросок с натуры в карандаше, находя с помощью учителя композиционное размещение фигуры.
- Распределяется место на листе для максимально рационального размещения всей фигуры, с учетом того, что фигур - две.
- Как и при изображении любого объекта, так и в процессе рисования фигуры человека, необходимо идти от общего к частному, при этом надо все время сравнивать пропорции частей фигуры, определить их размеры по отношению друг к другу и в целом.
- Рисование фигуры человека начинается с определения ее высоты, затем делается разметка осевой линии, пропорции основных частей фигуры с помощью линий схемы.
- Схематическое изображение превращается в живую фигуру с помощью приемов работы кистью. Набросок выполняется крупно.
- Интерес ребят к выполнению фигуры человека большой, и он возрастает, так как дети чувствуют новый уровень серьезных задач в передачи пропорций и строения фигуры.
- Ярким примером изображения фигуры человека является картина "Царь Иван Васильевич Грозный", которую написал Виктор Михайлович Васнецов. На узком полотне вертикального формата Иван Грозный представлен во весь рост, так. что зритель как бы оказывается где-то внизу, среди толпы, к которой спускается царь, и поэтому вынужден смотреть на него снизу вверх, что придает изображению особую значительность и величие.
- Так как на уроке была поставлена задача не только изобразить человека, но и раскрыть психологическую сторону влияния картины на зрителя, поэтому была использована картина "Свидание" Маковского В. Е. Она стала проявлением характерна русской живописи так же, как и "Тройка" Перова.
- Сюжет «Свидания» прост и немногословен. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого, оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго.
- При разработке сюжета и рассмотрении композиции натуры с картины Маковского В. Е. "Свидание" учителем русского языка предлагается учащимся стараться использовать только назывные предложения, для полного закрепления только что изученной темы. Работа проводится в устной форме и не оценивается.
- Изображая рядовые случаи, который встречались на каждом шагу, художник заставляет зрителя задуматься над жизнью, пробуждая сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радости. Присутствие натурщиков на уроке оживляет изображение картины и окунает учащихся в реальность происходящего.
VII. Практическая работа.
- Учащиеся начинают выполнять изображение фигур, сидящих перед ними и изображающих героев картины. Учитель оказывает постоянную помощь в выполнении работы, исправляя появляющиеся ошибки в изображениях и направляя их дальнейшую работу. - Результаты работы учащихся демонстрируются , обсуждаются и лучшие из них оцениваются.
-
Для рисования фигуры человека использовалась постановка с картины Маковского: «Свидание». В качестве натурщиков принимали участие учащиеся школы.
IX. Подведение итогов урока и домашнее задание.
- Учителя, подводя итоги, возвращаются к поставленным задачам и говорят о достигнутом. - Оглашаются оценки, которые получили учащиеся в процессе работы на уроке.
- Домашнее задание по русскому языку: Учащимся необходимо написать сочинение-миниатюру по картине Маковского В. Е. "Свидание", используя для описания назывные предложения, выделяя их в тексте сочинения графически.
|