Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 13:59:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Словарная работа на уроках русского языка
10.05.2009, 21:18:14

Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Работа по обогащению лексического запаса учащихся возможна лишь при наличии словарного перечня по годам обучения, который позволить учителю организовать планомерную, целенаправленную пропедевтическую работу над словом.

Пособие Л.К. Скорохода «Словарная работа на уроках русского языка» содержит словарные перечни для VIX классов.

В словарные перечни включен лексический материал, взятый из программных произведений по литературе, а также из действующих учебников истории, русского языка и литературы для VIX классов.

В словарных перечнях для VIX классов преобладают слова, объединённые темой «Человек, его характер, поступки, отношение к окружающему», то есть слова, нужные учащимся для оценки убеждений, характера и поведения человека, а также слова из общественной и политической жизни и их оценки». В этом случае общественно-политическое развитие ученика будет идти в ногу с его языковым развитием.

Важность работы над пополнением словаря заключается и в том, что учитель систематически учит свой класс говорить о психологии человека, о мотивах его поступков, учит чётко и определенно различать и называть разные стороны характера и поведения.

Слова, вошедшие в словарные перечни по годам обучения, группируются по классам следующим образом:

1.     Алфавитный словарь.

2.     Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы в распоряжении учителя был лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; во-вторых нужно раскрыть значение большей части слов, помещённых в пособии.

3.     Словарь антонимов.

4.     Тематический словарь, в котором включены слова из программных произведений по литературе и слова, используемые в процессе анализа этих произведений.

Предполагаемый в словаре алфавитный перечень слов предназначен для проведения словарно-семантической работы, направленной на изучение значения слова и её употребления в речи.

Большинство этих слов включены в тексты для чтения и различные виды работ по литературе, а также в тексты упражнений учебника по русскому языку. Учащиеся должны уметь правильно произносить и писать эти слова; объяснять их значение путём словотолкования, подбора синонимов, антонимов, образовывать их формы, составлять с ними словосочетания, предложения и связанные тексты.

Эти умения приобретаются в процессе проведения различных работ устного и письменного характера (подбор родственных слов, группировка слов по темам).

Необходимо выработать у учащихся стремление самостоятельно пополнять свой лексический запас, чтобы при встрече с незнакомым словом они обращались за разъяснением к толковому словарю.

Активное владение словарём – минимумом предполагает  усвоения норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении, а также стилистических возможностей  отдельных слов и словосочетаний. Это является важным условием для развития навыков связной речи.

Далее о том, как ведётся работа над словами для активного усвоения. Алфавитный словарь состоит, например, для 6 класса, из 700-800 слов. К началу учебного года перечень слов для активного усвоения имеется у каждого учащегося в печатной форме. Ознакомившись самостоятельно со словарным минимумом, учащиеся постепенно в контакте с учителем начинают усваивать слова. Произнося слова вслух, учащиеся расставляют ударения в них. На уроке на это отводится 15 минут. За данное время учащиеся охватывают 60 слов. Совсем непонятные слова в устной форме попутно объясняет учитель. Таким образом, первичное ознакомление со словами, заканчивается на 10 уроке русского языка.

Затем заново начинается более углубленная работа над словами – работа по введению этих слов в речь школьника.

В составленном словарике слова даются столбиком и занимают ¼ часть листа. На оставленное свободное место записываются учащимися объяснения слов, предложения, включающие эти слова.

Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике используются различные приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением: 1) выяснение значения слова по толковому словарю, 2) подбор синонимов (лозунг – призыв), 3) подбор антонимов (ненавидеть – любить), 4) словообразовательный анализ (безмятежный←мятежный←мятеж), 5) этимологический анализ  (лукавый – от лука – «изгиб, кривизна», то есть лукавый – «криводушный, неискренний, лживый), 6) перевод (интернациональный – международный), 7) включение трудных по семантике слов в предложения для разбора, 8) составление связных текстов по опорным словам.

Программа по русскому языку требует проведение систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.

Виды словарных заданий разнообразны.

1.     Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.

2.     Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на з подбираются имена существительные (воззвание, возрождение, восстание и др.) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный и др.), глаголы (воссоединяться, избирать, истреблять).

3.     Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений (отработать барщину, уплатить оброк).

4.     Составление связных текстов по опорным словам. В рассказ о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, героический, доблестный, решающий, самоотверженный.

В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся: на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Например, смешиваются в употреблении слова представить предоставить, осудить — обсудить, признание признатель­ность, связный связанный, деспот —диспут и др.

Причину смешения подобных слов исследователи видят в сход­стве их звукового состава и морфологической структуры, в незна­нии их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреж­дения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ни­ми — это сопоставление, поэтому целесообразно одновре­менно вводить в упражнения оба слова.

Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:

1)   Ответ на вопрос, например: Кого называют посланием, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?

2)   Словарный диктант с заданием: заменить данное словосо­четание словом, например: крепостной слуги в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (при­дворный).

3)   Подбор синонимов (ср. невежа грубиян, невежда не­уч, притязание претензия, притяжение тяготение).

4)   Словообразовательный анализ (ср. биография — гр. bios — жизнь  - grapho — пишу, т. е. жизнеописание, автобиография — гр. autos — сам + биография, т. е. описание своей жизни).

5)   Включение изучаемых слов в контекст (составление сло­восочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мас­тер — искусственный цветок, получить признание выразить признательность.

Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспе­чивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности уча­щихся как на уроках русского языка, так и на уроках литерату­ры,  истории и др.

В организации словарно-семантической работы используются  разные типы словарей: «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова, А. В. Текучева (М., 1985), «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина  и др.   (М.,  1981),  «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др. (М., 1990), «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (М., 1987), «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978).

Систематическая словарная работа приносит большую пользу:

1.     Расширяет знания детей – за год учащиеся усваивают для себя много новых для себя слов и закрепляют знания знакомых слов. Узнают о многоязычности слов, что тоже развивает их речь.

2.     Закрепляет грамматические знания, как например:

1)     неопределённая форма глагола (ведь все глаголы даются именно в этой форме);

2)     совершенные и несовершенные виды ( в словаре глаголы даются парами: удалять – удалить);

3)     возвратность глаголов (улучшить – улучшиться);

4)     части речи (простор – сущ., просторный – прилаг., простираться – глагол, просторно – наречие);

5)     полная и краткая форма прилагательных  (счастливый – счастлив);

6)     синонимы и антонимы (профессия – специальность; нехотя – с удовольствием);

7)     воспитывает любовь к русскому языку.

Работа над словом сложна и многообразна, но очень интересна и полезна.

Таким образом, только при систематической работе над новыми и малознакомыми словами будет решена задача воспитания мыслящего ученика и вдумчивого читателя

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: скачать бесплатно, урок русского в школе, план-конспект, Конспект урока по русскому языку, Словарная работа на уроках русского
Просмотров: 2520 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0