Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Работа по обогащению лексического запаса учащихся возможна лишь при наличии словарного перечня по годам обучения, который позволить учителю организовать планомерную, целенаправленную пропедевтическую работу над словом.
Пособие Л.К. Скорохода «Словарная работа на уроках русского языка» содержит словарные перечни для V – IX классов.
В словарные перечни включен лексический материал, взятый из программных произведений по литературе, а также из действующих учебников истории, русского языка и литературы для V – IX классов.
В словарных перечнях для V – IX классов преобладают слова, объединённые темой «Человек, его характер, поступки, отношение к окружающему», то есть слова, нужные учащимся для оценки убеждений, характера и поведения человека, а также слова из общественной и политической жизни и их оценки». В этом случае общественно-политическое развитие ученика будет идти в ногу с его языковым развитием.
Важность работы над пополнением словаря заключается и в том, что учитель систематически учит свой класс говорить о психологии человека, о мотивах его поступков, учит чётко и определенно различать и называть разные стороны характера и поведения.
Слова, вошедшие в словарные перечни по годам обучения, группируются по классам следующим образом:
1. Алфавитный словарь.
2. Словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы в распоряжении учителя был лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; во-вторых нужно раскрыть значение большей части слов, помещённых в пособии.
3. Словарь антонимов.
4. Тематический словарь, в котором включены слова из программных произведений по литературе и слова, используемые в процессе анализа этих произведений.
Предполагаемый в словаре алфавитный перечень слов предназначен для проведения словарно-семантической работы, направленной на изучение значения слова и её употребления в речи.
Большинство этих слов включены в тексты для чтения и различные виды работ по литературе, а также в тексты упражнений учебника по русскому языку. Учащиеся должны уметь правильно произносить и писать эти слова; объяснять их значение путём словотолкования, подбора синонимов, антонимов, образовывать их формы, составлять с ними словосочетания, предложения и связанные тексты.
Эти умения приобретаются в процессе проведения различных работ устного и письменного характера (подбор родственных слов, группировка слов по темам).
Необходимо выработать у учащихся стремление самостоятельно пополнять свой лексический запас, чтобы при встрече с незнакомым словом они обращались за разъяснением к толковому словарю.
Активное владение словарём – минимумом предполагает усвоения норм литературного произношения, написания, словоизменения, сочетаемости слов в предложении, а также стилистических возможностей отдельных слов и словосочетаний. Это является важным условием для развития навыков связной речи.
Далее о том, как ведётся работа над словами для активного усвоения. Алфавитный словарь состоит, например, для 6 класса, из 700-800 слов. К началу учебного года перечень слов для активного усвоения имеется у каждого учащегося в печатной форме. Ознакомившись самостоятельно со словарным минимумом, учащиеся постепенно в контакте с учителем начинают усваивать слова. Произнося слова вслух, учащиеся расставляют ударения в них. На уроке на это отводится 15 минут. За данное время учащиеся охватывают 60 слов. Совсем непонятные слова в устной форме попутно объясняет учитель. Таким образом, первичное ознакомление со словами, заканчивается на 10 уроке русского языка.
Затем заново начинается более углубленная работа над словами – работа по введению этих слов в речь школьника.
В составленном словарике слова даются столбиком и занимают ¼ часть листа. На оставленное свободное место записываются учащимися объяснения слов, предложения, включающие эти слова.
Особую важность приобретает работа над семантикой слова. В школьной практике используются различные приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением: 1) выяснение значения слова по толковому словарю, 2) подбор синонимов (лозунг – призыв), 3) подбор антонимов (ненавидеть – любить), 4) словообразовательный анализ (безмятежный←мятежный←мятеж), 5) этимологический анализ (лукавый – от лука – «изгиб, кривизна», то есть лукавый – «криводушный, неискренний, лживый), 6) перевод (интернациональный – международный), 7) включение трудных по семантике слов в предложения для разбора, 8) составление связных текстов по опорным словам.
Программа по русскому языку требует проведение систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся.
Виды словарных заданий разнообразны.
1. Включение трудных по семантике слов в предложения для разбора.
2. Подбор слов на орфографическое правило. Так, к правилу правописания приставок на з подбираются имена существительные (воззвание, возрождение, восстание и др.) и имена прилагательные (безвольный, беззаветный, бескорыстный и др.), глаголы (воссоединяться, избирать, истреблять).
3. Составление с подобранными словами словосочетаний или предложений (отработать барщину, уплатить оброк).
4. Составление связных текстов по опорным словам. В рассказ о герое войны 1812 года вводятся прилагательные бывалый, беззаветный, героический, доблестный, решающий, самоотверженный.
В процессе изучения семантики слова необходимо обратить внимание учащихся: на существование в языке слов, близких по звучанию, но разных по значению, в употреблении которых особенно часто допускаются ошибки. Например, смешиваются в употреблении слова представить — предоставить, осудить — обсудить, признание — признательность, связный — связанный, деспот —диспут и др.
Причину смешения подобных слов исследователи видят в сходстве их звукового состава и морфологической структуры, в незнании их точного значения. Совершенно очевидно, что изучение данных лексических единиц должно проводиться в плане предупреждения ошибок в их употреблении. Основной прием работы с ними — это сопоставление, поэтому целесообразно одновременно вводить в упражнения оба слова.
Необходимо уделить большое внимание заданиям, требующим раскрыть семантику близких по звучанию слов. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды упражнений:
1) Ответ на вопрос, например: Кого называют посланием, а кого посланником? В чем различие в значении слов поступок и проступок? Каких людей называют честными, а каких честолюбивыми?
2) Словарный диктант с заданием: заменить данное словосочетание словом, например: крепостной слуги в доме помещика (дворовый); дворянин, состоящий в штате царского двора (придворный).
3) Подбор синонимов (ср. невежа — грубиян, невежда — неуч, притязание — претензия, притяжение — тяготение).
4) Словообразовательный анализ (ср. биография — гр. bios — жизнь - grapho — пишу, т. е. жизнеописание, автобиография — гр. autos — сам + биография, т. е. описание своей жизни).
5) Включение изучаемых слов в контекст (составление словосочетаний, предложений, рассказа), например: искусный мастер — искусственный цветок, получить признание — выразить признательность.
Прочность усвоения незнакомых и малознакомых слов обеспечивается повторяемостью их в учебной речевой деятельности учащихся как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, истории и др.
В организации словарно-семантической работы используются разные типы словарей: «Школьный грамматико-орфографический словарь» Б. Т. Панова, А. В. Текучева (М., 1985), «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. (М., 1981), «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др. (М., 1990), «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (М., 1987), «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978).
Систематическая словарная работа приносит большую пользу:
1. Расширяет знания детей – за год учащиеся усваивают для себя много новых для себя слов и закрепляют знания знакомых слов. Узнают о многоязычности слов, что тоже развивает их речь.
2. Закрепляет грамматические знания, как например:
1) неопределённая форма глагола (ведь все глаголы даются именно в этой форме);
2) совершенные и несовершенные виды ( в словаре глаголы даются парами: удалять – удалить);
3) возвратность глаголов (улучшить – улучшиться);
4) части речи (простор – сущ., просторный – прилаг., простираться – глагол, просторно – наречие);
5) полная и краткая форма прилагательных (счастливый – счастлив);
6) синонимы и антонимы (профессия – специальность; нехотя – с удовольствием);
7) воспитывает любовь к русскому языку.
Работа над словом сложна и многообразна, но очень интересна и полезна.
Таким образом, только при систематической работе над новыми и малознакомыми словами будет решена задача воспитания мыслящего ученика и вдумчивого читателя |