Цель: систематизировать и обобщить знания об имени существительном,
1.Синтаксическая пятиминутка.
Задание: подчеркнуть грамматические основы. Составить схему последнего предложения.
Сентябрь – капризный месяц. Золотом и багрянцем украсил он рощи и дубравы . И пелена туманов застелила дали.
2.Подбор синонимов с не к данным словам.
Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть,
рассеянность, возмущение, подозрительность.
С л о в а д л я с п р а в о к : негодование, непогода, нездоровье, невнимательность. Неправда, неприятель, несчастье, неволя, невежливость, неуверенность, нелепость.
3. Работа с перфокартой.
Приставки пре – при-
1.презабавный привокзальный пригнуть
2.приуныть придержать пришкольный
3.прельстить привязать прилечь
4.престарый президиум премилый
5.причудливый прикрикнуть приземлиться
6.приласкать предобрый прервать
7.приспособиться приоткрыть прекратить
8.преодолеть преобразовать преспокойно
9.приклеить придвинуть притихнуть
4.Работа с текстом.
-Прослушайте текст:
Невежа –невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом
ведать, то есть знать . Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.
Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски - невежда .В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.
- Перескажите содержание текста. Подберите 4-5 однокоренных слов к слову ведатью5
5.Запись под диктовку.
Маленький грибочек, тонкий карандашик, небольшой кусточек, кирпичик, орешек, неглубокий овражек, ненастный денечек, разноцветного мячика.
-Объясните выбор орфограмм.
6. Итог урока.
Итоговый тест.
1.Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
1) Пришкольный. 2) Приготовился. 3) Удивительный. 4) Приближаться.
2.Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.
1) Выросли. 2) Угореть.3) Блестеть. 4) Роскошный. 5) Собирать.
3.Укажите слово, в корне которого пишется О.
1) Растение. 2) Касание. 3) Располагаться. 4) Разгореться.5) Отрасль.
4.Найдите слово с приставкой при-.
1) Пр..пятствие. 2) Пр..сутствовать.3) Пр..образовать.4) Пр..вращаться. 5) Пр..огромный.
5. Найдите разносклоняемое существительное.
1) Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея.5) История.
6.Укажите существительные, у которых в окончании пишется –и.
1) К станц.. . 2) На Топол.. . 3) О елк.. . 4) По дорог.. . 5) В гербари.. .
7. Найдите существительное с суффиксом –щик.
1) Перебеж .. ик. 2) Груз .. ик 3) Рез .. ик. 4) Рассказ .. ик. 5) Фасов .. ик
8. Найдите существительное с приставкой не-.
1) (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася – (не)ряха. 3) (Не)решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути.
9. Найдите среди данных слов заимствованное.
1)Весна. 2) Полотёр. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.
10. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1)Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
|