Цель:
1. помочь учащимся познавать тайны родного языка;
2. формировать культуру речи (знакомить с нормами правильного произношения и ударения);
3. развивать мыщление;
4. расширять лингвистический кругозор учащихся;
5. обогащать словарный запас.
1. К истокам слов, обозначающих осенние месяцы.
Сегодня, ребята, мы начнём с вами очень интересный разговор. Говорить на занятии будем о названиях месяцев. Я думаю, что вам будет интересно узнать, почему они так называются. А свой разговор начнём с первого школьного месяца.
- Что это за месяц?
- А может кто-то из вас знает, почему он так называется?
Сентябрь – название осеннего месяца, произошло оно от латинского слова «сэнтэмбэр», которое означает «седьмой».
Новый год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
- А какой сентябрь по счёту у нас?
- Знаете ли вы стихи о первом месяце осени?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Теперь посмотрите на предложения (проецируются). Это отрывок из рассказа Н.Сладкова. О чём он? Найдите в нём слова, противоположные по смыслу. Кто знает, как они называются?
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травка. Поблёкшие листья и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!
Октябрь – десятый месяц в году. Слово это состоит в родстве со словами октава, октет. Все они образованы от латинского «окто», что значит «восьмой». Поэтому музыкальное произведение для восьми голосов, а также ансамбль из восьми человек называют октетом. Октава объединяет 8 нот. Кто нам их перечислит?
Почему же десятый месяц назвали октябрём? Кто скажет? Может быть, мы ошиблись, когда считали, какой это месяц в году? Ошибки здесь нет. Как вы знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта. И октябрь был восьмым месяцем.
Прочитаем небольшой отрывок из текста Н.Сладкова (проецируется).
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
- Почему мы прочитали именно этот отрывок? О чём он?
- А как называется ещё один осенний месяц? Почему?
Да, ноябрь получил своё название от латинского слова «новем», что значит «девять».
- Объясните, почему же одиннадцатый месяц года называется девятым?
2. Работа с пословицами.
-Давайте посмотрим на доску. Что там записано?
Ноябрь – сумерки года.
Ноябрь без топора мост наводит.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
- Как вы понимаете эти пословицы?
3. Работа над стихотворением А.С.Пушкин
- Ребята, послушайте стихотворение и назовите автора.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
- Да, автор А.С.Пушкин. Объясните, пожалуйста, почему шум падающих листьев поэт назвал – печальным, а осень – скучной порой?
- А знаете ли вы, что значит слово «сень»?
Сень – это слово в современном русском языке почти не встречается, оно устарело. Сень означает «покров, навес». Зелень деревьев служит навесом, укрывает от солнца, дождя. Пушкин создал поэтический образ осеннего леса, написав:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
4. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали? На следующем занятии поговорим об осенних цветах.
|