Для современного этапа преподавания русского языка характерна коммуникативная направленность. В настоящее время уже можно говорить о формировании методической системы коммуникативного обучения русскому языку. Появляются исследования, обосновывающие принципы, категории, понятия, новые для методики преподавания русского языка, создаются новые поколения учебников и учебных пособий, реализующих данный подход.
Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации.
В настоящее время выделяются различные типы компетенций: языковая или лингвистическая, коммуникативная, речевая, лингвострановедческая или этнокультуроведческая, правописная. Формирование этих компетенций – одинаково важные задачи преподавания родного языка.
Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка состоит не только в том, что на первый план выдвигается практическая цель – формирование навыков общения. Путь к этой цели – практическое пользование языком. Таким образом, практическая речевая направленность – это не только цель, но и средство. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.
Утверждение принципа коммуникативной направленности связано с поисками путей организации учебного материала в разделе «Развитие речи». В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые нормы литературного языка. Однако значительный круг «легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается поверхностно и поспешно, о чём свидетельствуют результаты ЕГЭ по русскому языку. Восполнить это в старших классах помогает элективный курс «Правописание и культура речи». Прежде всего данный элективный курс предполагает расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка. Очевидно, что владение культурой речи связывают с владением языковой нормой, это требование современной жизни. Поэтому в программе данного курса центральную часть представляют разделы об орфоэпических, грамматических, синтаксических нормах современного русского языка. Также программа содержит краткое разъяснение общественного значения правильной речи, общие сведения о сущности и строении языка, а также развёрнутую характеристику главных коммуникативных свойств русской литературной речи, являющейся основным компонентом коммуникативной культуры, развитие навыков которой предусмотрено «Концепцией модернизации образования».
Основные задачи курса:
-
систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;
-
обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-
обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;
Элективный курс «Правописание и культура речи» в основном поддерживает изучение русского языка в углублённом и профильном направлении, но может быть использован и на базовом уровне.
Изучение материала строится следующим образом: рассматривая определённую часть речи, сначала разбираем орфоэпические нормы, связанные с ней, затем обращаемся к грамматическим, потом рассматриваем синтаксическое употребление. Сначала идут теоретические занятия, затем практические: нахождение коак правильных, так и ошибочных норм, связанных с определённой частью речи, нахождение ошибок внутри текста, редактирование, создание собственных образцов.
Примеры заданий, использованных при изучении темы «Глагол и его формы»:
1. Из-за ошибки в какой форме глагола стихотворение становится объектом пародии?
Мольба. Приедь! Это просто и близко… Приедь! Это нужно теперь… (Р.Заславский)
Приедь, умоляю, приехай! А то – самолетом прилеть, Чтоб нам не являлась помехой какая-нибудь гололедь. Иль запросто, без церемоний, Ты вещи поклад-ь в саквояж И в поезде, в спальном вагоне, На полку мечтательно ляжь. А то плывь ко мне пароходом, Причалу рукой помахай. А нету доверия к водам – Сюда на Пегасе скакай. Приедь, ты не станешь обузой! Приедь, я зальюсь, как щегол! Приедь, долгожданная муза, Уж стынет мой жгучий глагол… (Н.Палин)
- Все ли формы повелительного наклонения в пародии образованы неправильно?
2. А стрелок: «Это что за награда! Ты мне выкати портвейна бадью, А принцессу мне даром не надо – Чуду-Юду я и так победю!» (В.Высоцкий)
- Что вносит ошибка в характеристику героя?
- Поставьте глагол в форму 1-го лица единственного числа.
3. - У какого из этих глаголов есть и другая форма настоящего времени? В чем их различие?
И вот сентябрь! Замедляя свой восход, Сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Неверным золотом трепещет.
4. Где суффикс –ся является лишним?
-
Девочка играется с куклой.
-
«Анна Сергеевна, мы с мальчишками не хотим играться: они шишками кидаются!»
-
«Внимание! Разыгрывается главный приз!»
-
В эту игру играются вдвоем или вчетвером.
-
Эта пьеса играется впервые.
5. - Определите, где орфографические, где грамматические ошибки.
Он ездет. Он ездиет. Микула пахает землю, Он пашит деревянной сохой. Представте себе эту картину. Ложи сюда! Закончь работу и отреж мне хлеба. Дети смеются, играются, кидаются снежками, валяются в снегу!
(Е.Баратынский)
6. Сколько ошибок спародировано? Какие?
Вспыхает небо, разбужая ветер, Проснувший гомон птичьих голосов – Проклинывая все на белом свете, Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навтречу, Приветливыми лапками маша: Я среди тут пробуду целый вечер, Бессмертные творения пиша.
Но, выползя на миг из тины зыбкой, Болотная, зеленовая тварь Совает мне с заботливой улыбкой Большой Орфографический словарь. (А.Матюшкин-Герке)
7. Отредактируйте текст:
Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоем.Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав ее и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно. (Из сочинения ученика)
8. Отредактируйте текст. Какие ошибки были допущены?
Два пса, не поделив кость, устроили драку. Взметнувшая пыль столбом закружилась по улице! Валяющаяся кость на земле была забыта. Собаки не вспоминали уже никакие кости, яростно рычащие и рвущие друг друга зубами. Увидев это, маленькому щенку пришла прекрасная мысль. Утащив эту кость, псы понесут заслуженное наказание. Не долго думая, он претворил свой план в жизнь. Псы, расцепившись, обнаружили, что, дерясь и грызясь, вкусная косточка безвозвратно потеряна! (Из сочинения ученика)
После прохождения элективного курса «Правописание и культура речи» учащиеся должны:
-
знать нормы литературной речи;
-
уметь активно использовать данные нормы в собственной речи (устной и письменной);
-
успешно выполнять такие виды заданий по культуре речи, которые традиционно включаются в ЕГЭ по русскому языку. |