Цели: познакомиться с группой разносклоняемых существительных, учиться их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствование навыков правильного написания падежных окончаний существительных; формирование умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; воспитывать доброжелательность, уважение к труду одноклассников и учителя.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение теоретического материала.
- Что называется именем существительным?
- Каковы морфологические признаки существительных?
- Как определить род имени существительного?
- Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
- Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
- Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
- Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонений?
Обобщение.
Компьютерное тестирование (используется программа "Универсальный тестовый комплекс").
1. Какое из указанных слов не является существительным?
1) пятёрка
2) пятак
3) пять
4) пятиклассник
5) пятерня
2. Укажите существительное среднего рода.
1) деталь
2) рейд
3) рельс
4) намерение
5) договоренность
3. Укажите существительное второго склонения.
1) тропинка
2) аллея
3) иней
4) деревня
5) постель
4. Укажите существительное третьего склонения.
1) деталь
2) березка
3) медведь
4) дорога
5) хвоя
5. Какое существительное имеет окончание е?
1) о приземлени…
2) в ущель…
3) о детал…
4) в направлени…
5) в област…
6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в алле…
2) к березк…
3) к деревн…
4) в счасть…
5) в армии…
7. Укажите неодушевленное существительное?
1) белка
2) фамилия
3) ученик
4) школьник
5) ребенок
8. Укажите собственное существительное?
1) спортсмен
2) приземление
3) сражение
4) Наталия
5) счастье
9. Укажите нарицательное существительное?
1) Саранск
2) девочка
3) Дарья
4) Елховка
5) Москва
10. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) рейд
3) постель
4) рельс
5) рейка
По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа.
1. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
По какому склонению, на ваш взгляд, будет изменяться существительное путь?
Демонстрируется таблица склонений
Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?
Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.
Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе. (Все падежи, кроме именительного, и форма существительных в них появляются по мере ответов учеников).
Обобщение. Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения?
Послушайте веселый урок "Радионяни", по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым.
Проверка выполнения детьми разносклоняемых существительных (они появляются по одному).
Работа с опорным конспектом.
Главное в теоретическом материале выделено красным цветом.
Чтение § 37.
1. Закрепление.
- Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?
- Почему они так называются?
- Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?
Тренировочные упражнения.
Просклоняйте существительные поле, степь, время.
Заполнение таблицы, данной на с. 83
Проверка по слайду №6.
Разбор допущенных ошибок.
1. Самостоятельная работа.
Пользуясь опорным конспектом, просклоняйте данные существительные.
1 вариант племя 2 вариант знамя.
По окончании работы проводится взаимопроверка.
Запись под диктовку с объяснением.
Р.п.
1. Потерянного времени не воротишь.
Р.п.
2. Нет тяжелее бремени чем безделье.
Подведение итогов урока.
- С какой группой существительных мы сегодня познакомились?
- В чем особенности их склонения?
Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина "Что в племени тебе моем?"
- Какое разносклоняемое существительное встретилось в этом стихотворении?
Домашнее задание.
Дается установка на опережающее задание – подготовиться к устной дискуссии о своем имени.
Анализируется упражнение №