Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля с элементами лингвистического анализа текстов.
Оборудование: портрет В. И. Даля, четырехтомный «Словарь живого великорусского языка, портрет Б. Ахмадулиной.
ХОД УРОКА
1. На партах текст. Учащиеся знакомятся с ним.
… Следует назвать писателя, который скрыл свое имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания, он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живостью его слово. Все у него правда и взято так, как есть в природе.
Задания:
– Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный). – Как вы понимаете дельный? (Дельный – жаждущий дела, важного и интересного). – Природная острота. Как прокомментировали бы лексическое значение словосочетания? (Проницательный, хорошо воспринимающий). – Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень точное и яркое слово). – Найдите в тексте слово в устаревшем написании. Запишите его по современным правилам орфографии. (Козак – казак). – О ком идет речь в данном тексте? (Владимир Иванович Даль)
2. На мультимедийном экране дана статья из Энциклопедического словаря о Дале.
Даль Вл. Ив. (1801 – 72, рус. писатель, лексикограф, этнограф, ч.- к. Петерб. АН (1838). Очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевд. Казак Луганский. Сб. «Пословицы русского народа» (1861 – 62). Созд. «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 66), за который удостоен звания почетного академика Петерб. АН (1863). – Прочитать данную статью и записать предложения:
-
Даты жизни В. И. Даля…
-
Основные виды деятельности…
-
Научные звания…
-
Основные труды…
-
Лексикограф…(специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей).
-
Этнограф… (специалист по этнографии. Этнография – наука, изучающая материальную и духовную жизнь народа).
– Рассмотрим словарь. Обратить внимание на оформление словарных статей. Зачитать несколько слов.
3. Один из учеников читает стихотворение Б. Ахмадулиной.
Мне родина – Москва, мне горько удаленье От дома, от родной чужбины пустяков. Покинутость детей и дружб разъединенье, И одиночеств скит – вот родина стихов. Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным, В угодия твои, четырехтомный Даль, Отчизны языка всеведущий спаситель, Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Работа с лексическим значением слов с использованием словарей: скит (1. Небольшой поселок монахов – отшельников отдалении от монастыря; 2) небольшой отдельный монастырь в глухой местности); всеведущий (обо всем осведомленный).
– Родной чужбины, дружб разъединенье. Как можно определить выразительное средство языка данных словосочетаний? (Оксюморон). – Каким настроением проникнуто стихотворение? О чем болит душа поэтессы? – Каковы особенности лексики стихотворения? (Лексика возвышенная, много устаревших слов, относящихся к высокому стилю: всеведущий, скит, ниспошли. Автор всей душой болеет за сохранение языка, словаря В. И. Даля. Преклоняется перед этой личностью, восхищается трудом, ищет защиту и просит прощение за то, что не сделала она, может быть, что не сделали другие поэты и писатели в деле сохранения языка)
4. Чтение воспоминаний В. Лидина.
В самом начале революции старый московский букинист Константин Захарович Никитин поднялся ко мне на четвертый этаж с тяжелой пачкой книг; в пачке оказался Толковый словарь русского языка Даля. – Хочу, чтобы этот словарь остался у вас, – сказал мне Никитин. – Вам он пригодится… может быть помянете добром старого книжника. Никитин вскоре умер, а словарь Даля и поныне стоит у меня в книжном шкафу, и, наверно, тысячи раз помянул я добром старого книжника. Пользуясь словарем Даля, я никогда не забываю, что словарь этот предназначен для изучения языка, а не для выискивания народных словечек, которыми иногда хочет блеснуть литератор. …когда я беру в руки тот или ругой том словаря Даля, у меня нет ощущения, что он нужен мне только для справок; мне кажется, что мы беседуем с ним: он учит меня богатству русской речи, а я как бы напоминаю ему о славной истории. Так некоторые книги, не старея и не остывая, идут в ногу с временем, и времени никогда не опередить их.
5. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Я беру в руки словарь Даля…». Использовать материалы урока для своего сочинения. |