Задачи:
- научить учащихся грамотно составлять различного вида деловые документы;
- познакомить учащихся с нормами современного этикета;
- развивать у учащихся навыки работы в коллективе;
- развивать интеллектуальное творчество школьников;
- научить учащихся творчески подходить к выполнению заданий.
Цели:
- работа по развитию грамотной устной и письменной речи;
- приобщение учащихся к чтению и изучению специальной справочной литературы;
- работа по развитию эстетического вкуса;
- выявление и поддержка одаренной и талантливой молодежи;
- формирование у школьников чувства гражданственности, любви к родному краю.
Оборудование:
- плакаты с изречениями И-В. Гете («Поведение-это зеркало, в котором каждый показывает свой облик»), А.П.Чехова («В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и одежда»);
- иллюстрации из журналов мод;
- магнитофон;
- компьютер, проектор;
- образцы оформления деловых бумаг на каждом столе.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Приветствие гостей и учащихся.
Учитель: «Совсем недавно мы пышно отпраздновали 1000-летие нашего любимого города. Право, нам есть чем гордиться. (Демонстрация слайдов). Но не только своими архитектурными памятниками примечательна Елабуга. Мы с вами проживаем на территории особой экономической зоны «Алабуга». А это значит, что скоро на ее территории начнут функционировать различные крупные предприятия, заводы, фабрики и т.д. Наш город будет расти и развиваться. Вырастет количество рабочих мест. Будут востребованы специалисты различных областей знаний.
Многие из вас, ребята, после окончания вузов или ссузов придут работать на предприятия нашего города. Но чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо пройти собеседование, понравиться работодателю. Ведь 21 век – это век деловых людей и деловых отношений. Деловое общение приобретает особую актуальность в связи с переходом к новым экономическим и общественно-политическим принципам хозяйствования и более интенсивным развитием предпринимательской деятельности. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим. А теперь давайте посмотрим сценку, которую подготовили ребята:
2. Сценка: За столом сидит работодатель, что-то пишет, разговаривает по телефону, дает объявление в газету о наборе специалистов. По классу проходит мальчик (Саша Егоров), размахивает газетой «Вечер Елабуги» и выкрикивает: «Газета «Вечер Елабуги». Свежий выпуск. Требуются молодые, инициативные, грамотные специалисты!» (перечисляет профессии). К работодателю подходят 2 девушки и юноша. Вульгарно одетые, жуют жвачку, в ушах-наушники. «Здрасьте, это вам требуются специалисты? Так это мы». Работодатель: «Здравствуйте. Что ж, очень рад. Давайте посмотрим ваши дипломы, резюме, автобиографии». Посетители замешкались, не совсем корректно ведут себя. Работодатель, просмотрев документы, прощается с молодыми людьми и обещает сообщить о своем решении по телефону. Он недоволен.
3. Учитель: «Спасибо, ребята». Обращаясь к остальным: «Давайте теперь все вместе обсудим, какие ошибки допустили ребята в этой сценке».
4. Ученики поднимают руки и перечисляют недостатки, которые заметили в сценке.
5. Учитель: «Все правильно, ребята. Во-первых, молодые люди пренебрегли этикетом в одежде. Одежда не должна раздражать собеседника, отвлекать от серьезной беседы, тем более при устройстве на работу. Не рекомендуется надевать много украшений. Обилие косметики, развязные манеры могут негативно отразиться на результатах встречи. Вспомним народную мудрость: «Встречают по одежке - провожают по уму». Как же были правы великие классики. (Читаю высказывания И-В. Гете, А.П.Чехова). Вдумайтесь и смыслите. А теперь давайте посмотрим, что приготовили нам наши ребята». ( Звучит музыка. Девочки и мальчики дефилируют по подиуму в «правильной одежде»).
Учитель: «Спасибо, ребята. Что же означает слово «этикет»? Этикет (в переводе с французского языка) означает установленный порядок поведения где–либо. Владение речевым этикетом (в общественных местах, при устройстве на работу) способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, избежать насмешек со стороны окружающих. Пожалуйста, девочки. Вам слово».
Ученица: «Официальные и неофициальные встречи начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие: «Здравствуйте!» (т.е. пожелание здоровья) Варианты: «Добрый день!», «Доброе утро!» и т.п.
Далее необходимо представиться. Например: «Меня зовут Гордеева Елена Владимировна. Я бы хотела работать у вас. Вот мое резюме и автобиография».
Учитель: Спасибо. А что вы можете рассказать о правилах написания автобиографии?
Ученица: (см. приложение №1).
Учитель: «Спасибо. А что вы можете сказать о правилах написания резюме? Что обозначает это новое слово?
Ученица: «Резюме – это своеобразная визитная карточка, предоставляемая работодателю при устройстве на предприятие. Текст резюме отражает биографические сведения, образование, опыт работы. Содержит дополнительную информацию. В заключение в резюме указываются пожелания относительно нового места работы. Резюме также можно отправить по электронной почте». ( см. приложение №2)
Ученица: А если вы прошли собеседование, то вам необходимо будет написать заявление о приеме на работу. (см. приложение №3)
Учитель: «Спасибо, ребята. Теперь вы несомненно, пройдете собеседование, понравитесь работодателю и устоитесь на работу. Надеюсь, сведения, полученные сегодня, обязательно пригодятся вам в недалеком будущем. Если у вас возникли вопросы, то не стесняйтесь, задавайте.
Заключение: Звучит музыка, демонстрация слайдов. Провожаем гостей.
Самоанализ мероприятия
Данное мероприятие выбрано не случайно, т.к. проблемы грамотности, взаимного уважения, толерантности, патриотизма очень актуальны в наше время. Все эти составляющие я попыталась вместить в урок. Мною была выбрана демонстрационно-игровая форма. В этом классе я работаю третий месяц. Ребята в-основном имеют низкий уровень знаний. Все они пришли в лицей из различных школ города и района, практически у всех аттестаты за 9 класс с удовлетворительными оценками. Учащиеся на уроках не всегда проявляют активность, не все заинтересованы в повышении своего интеллектуального уровня, замкнуты в себе, очень сложно подобрать к ним «ключик». Им очень нравится слушать учителя, привлекает их наглядность, музыкальные моменты. Все это я постаралась использовать на мероприятии. Кроме того, учащиеся оканчивают школу в этом учебном году. Сведения, которые они получили на мероприятии, надеюсь, помогут им в будущем. Считаю, что поставленные цели и задачи на мероприятии были практически выполнены:
- учащиеся ликвидировали свои пробелы в знаниях по составлению деловых бумаг, прослеживается связь с изучением данной темы по русскому языку;
- учащиеся творчески подошли к выполнению поставленных перед ними задач;
- многие ребята проявили свои таланты и способности, «раскрылись»;
- учащиеся получили навыки работы в коллективе, самое главное, большая часть ребят была вовлечена в творческий процесс;
- одновременно проводилась работа по формированию у школьников чувства гражданственности, любви к родному краю;
- ребята были ознакомлены с нормами поведения, этикета в одежде, что так важно в современном обществе;
- у многих школьников появился стимул к самосовершенствованию.
Мероприятие прошло в целом удачно. Было много наглядности, музыки. Все это соответствует уровню их подготовленности и восприятия. Надеюсь, что ребята запомнят и применят в жизни знания, полученные сегодня на мероприятии.
Приложение №1
Автобиография (в переводе с франц. и греч.) обозначает «описание своей жизни». Автобиография содержит краткое описание основных этапов жизни и трудовой деятельности. Состоит из следующих составляющих;
- Фамилия, имя, отчество; дата и место рождения;
- Родители (их полное ФИО, чем занимаются, образование);
- Образование (школа, курсы, институт и т.д.);
- Начало трудовой деятельности (если есть);
- Награды и поощрения (если есть).
Пример написания автобиографии:
Автобиография |
Я, Полушкина Татьяна Игоревна, родилась 21.12.1990 года в городе Набережные Челны в семье служащих. Отец: Полушкин Игорь Валерьевич–начальник участка на ПО ЕлАЗ «СИЗ». Образование – высшее. Мать: Полушкина Елена Николаевна – контролер на ПО ЕлАЗ «СИЗ». Образование – средне-специальное. С 1998 - 2005 г.г. обучалась в средней школе №9 г. Елабуги. С 2005 - 2008 г.г. – в МОУ «Лицей №1».Одновременно с 2005 – 2008 г.г. обучалась очно в Межнациональном гуманитарно-техническом колледже Поволжья на экономическом факультете по специальности «менеджмент организации». Имею награды и похвальные грамоты за активное участие в жизни школы и класса. |
26.08.2008 год |
Подпись |
Приложение №2
Резюме
Низамова Гузель Ильгизаровна 03.05. 1991 года рождения
Цель |
Для приема на работу |
Опыт работы |
С 2006-2007 г.г. работала в КВДО ЕЦРБ статистом. Работаю с компьютером (Excel, Word, 1 C). |
Образование |
С 2005-2008 г.г. – МОУ «Лицей №1» г. Елабуги РТ. Одновременно освоила специальности «Оператор ПК» и «Секретарь-референт со знанием английского языка». В настоящее время обучаюсь в ЕГПУ на 1 курсе заочного отделения факультета иностранных языков. |
Семейное положение |
Не замужем, детей нет. |
Домашний адрес |
423630 Г.Елабуга, РТ Ул. Молодежная, дом 22 –кв.23 |
Контактные телефоны |
Домашний: 4-65-72 Сотовый: 8-917-546-37-92 |
Приложение №3
Образец заполнения заявления:
Главному директору ОАО «Алмедиа» г. Елабуги И.А.Каримову Гордеевой Елены Владимировны, проживающей по адресу: 423000 г. Елабуга, РТ ул. Марджани,22, кв.56
заявление.
Прошу принять на работу на должность секретаря-референта с 26 сентября 2015 года.
25.09. 2015 г.
Подпись
Иногда серьезные фирмы при приеме нового сотрудника на работу (особенно на ответственную должность) просят предоставить характеристику с предыдущего места работы или учебы. |