Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 09.05.2024, 00:58:32
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
05.07.2009, 11:50:28

Цель.  Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи.

 

План урока:

1.      Местоимение как часть речи.

2.      Личные местоимения.

3.      Возвратное местоимение СЕБЯ.

4.      Притяжательные местоимения.

5.      Выводы.

 

                                   Ход урока.

 

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

 

            1. Слово учителя.

 

     Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с основными признаками местоимения как части речи, узнаем, на какие разряды делятся слова этой части речи.

 

            1) Местоимение как часть речи.

 

     В русском языке есть слова, которые употребляются в речи вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и, иногда, наречий. Именно поэтому такие слова называются местоимениями («вместо имен»). Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их.

     Рассмотрим предложение:  «Старикам казалось, что они  легли спать очень поздно» (И.Бунин). Здесь местоимение они заменяет слово старики. В тексте местоимения помогают избегать повторов слов.

     В зависимости от того, вместо какой части речи употребляется местоимение, оно принадлежит к одной из четырех групп: местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным, местоимениям-числительным или местоимениям-наречиям. Примеры местоимений каждой группы представлены в таблице (слайд № 3).

 

            2) Разряды местоимений (слайд  № 4)

 

     По значению и грамматическим особенностям выделяются девять разрядов местоимений:

 

1)      Личные                   (я, ты)

2)      Возвратные            (себя)

3)      Вопросительные   (кто? чей?)

4)      Относительные     (что, чей)

5)      Неопределенные   (некто, кое-кто)

6)      Отрицательные      (никто, ничей)

7)      Притяжательные    (мой, твой)

8)      Указательные         (тот, этот)

9)      Определительные   (весь, самый)

 

3) Личные местоимения.

     Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

     Местоимение я называется местоимением 1-го лица, так как показывает, что говорящий имеет в виду самого себя.

     Местоимение ты называется местоимением 2-го лица, так как указывает на того, к кому обращается говорящий.

     Местоимения мы и вы – это формы множественного числа местоимений я и ты.

     Местоимение множественного числа вы иногда употребляется по отношению к одному человеку для выражения уважения к нему.

     Все местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос кто?

     Он, она, оно и они – это местоимения 3-го лица, потому что они указывают на того, о ком говорят собеседники.

     Местоимения он, она, и оно могут также указывать на неодушевленный предмет. Поэтому местоимения 3-го лица отвечают на вопросы кто? и что?

(Слайд № 5)

 

            4) Склонение личных местоимений.

 

     По своему значению все личные местоимения относятся к группе местоимений-существительных, но склонение местоимений этого разряда отличается от склонения существительных. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

     Рассмотрите таблицу. Обратите внимание: в косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется согласный Н.

(Слайд № 6)

 

            5) Возвратное местоимение.

 

     Сравните два предложения (Слайд № 7). Во втором примере используется местоимение-существительное себя. Это слово указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо. Действие как бы «возвращается» к действующему, поэтому местоимение получило название «возвратное».

     Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. В предложении является дополнением.

(слайд № 8)

 

            6) Притяжательные местоимения.

 

     Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные прилагательные. Они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья?  чьё? или чьи?

     Например: моя рубашка, твой подъезд, свой дом, наша школа, ваш документ.

     Притяжательные местоимения, как и прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении бывают определениями.

 

     Распределите местоимения по строкам таблицы.

              (слайды № 9 – 10)

 

            7) Выводы.

               (Слайд № 11)

 

Ø  Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные,     неопределенные,   отрицательные,  притяжательные,  указательные,        определительные.  

 

Ø  Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово.

 

Ø  Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо.

 

Ø  Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

 

 

                        ТЕСТ

(Слайды 12 – 14)

 

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

 

а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

 

2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

 

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) глагол

г) имя числительное

 

3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?

 

а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа

б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа

г) местоимения 3 лица не склоняются

 

4. Укажите неверное утверждение.

 

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

 

 

 

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

 

а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым

 

Ключи.

1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а.

Презентация: http://poznayko.at.ua/load/21-1-0-623

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: план-конспект, Конспект урока по русскому языку, скачать бесплатно, урок русского в школе, МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Просмотров: 2639 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0