Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка; - способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.
Ход урока
В игре принимают участие уч-ся 5 и 6 классов. ( 2 команды) и (жюри).
Команды: «Морфемика», «Грамматика»
Жюри: Учитель русского языка и литературы и учащиеся 8 класса.
Туры:
- Разминка.
- Фразеологический.
- Орфоэпический.
- Фонетический.
- Конкурс капитанов.
- Загадочный.
- Скороговорочный.
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между учащимися 5 и 6 классов. - Представляем наши команды. (представление команд) - Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри) - Наш турнир будет состоять из семи туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
- В каком слове сорок а? (сорока)
- Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
- Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
- Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
2 команда.
- Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
- Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
- Как можно превратить слово семя в слово семья?
- В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
- Сколько слогов в слове да? (1)
Слово жюри.
Второй тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее найдет антонимичную пару фразеологизмов. (Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
- хоть иголки собирай
- заваривать кашу
- по чайной ложке
- коломенская верста
- чуть свет
- жить душа в душу
- сидеть сложа руки
- не зги не видно
- воспринять духом
- на ночь глядя
- от горшка два вершка
- как кошка с собакой
- одним духом
- расхлебывать кашу
- не покладая рук
Слово жюри.
Третий тур «Орфоэпический»
Задание: поставить в словах ударения.
1 команда: апостроф, баловать, газопровод, диспансер, дозвониться, свекла, завидно, завсегдатай, зубчатый, индустрия, километр, исчерпать, каталог, кичиться.
2 команда: звала, мизерный, толика, намерение, обеспечение, пломбировать, статуя, псевдоним, начал, феномен, хлопковый (костюм), холеный, шасси, эксперт.
Слово жюри.
Четвертый тур « Фонетический»
Задание: сделать фонетический разбор слов.
1 команда: счастье
2 команда: здоровье
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
- Сколько существует степеней сравнения? (две)
- Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
- [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
- В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
- Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
- Назовите первую букву алфавита (а)
- Чем кончается день и ночь? (ь)
Проверка фонетического разбора слов.
Слово жюри, общий счет.
Пятый тур « Конкурс капитанов»
Задание: капитаны получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
- Т – ТЫ – местоимение Л
- Р – РАЗВЕ – частица И
- У – УЧИТЬ – глагол Т
- Д – ДЕВЫТЬ – числительное и т.д. Е
- О Р
- Л А
- Ю Т
- Б У
- И Р
- Е А
Слово жюри.
Шестой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он, А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния Мчится он без опоздания, Пишется в конце два с Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня, Яркий луч несет меня, Но бывает смысл иной: Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете, Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают, А утром увядают. (звёзды)
Слово жюри, общий счет.
Седьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда: Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2 команда: Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали. |