Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 08.05.2024, 07:18:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Внеклассное мероприятие "В музее лингвистики"
29.07.2009, 17:14:53

Учитель

Сегодня у нас интересное событие. Мы совершим экскурсию по музею лингвистики. Лингвистика – это наука о языке, поэтому в музее вы увидите множество интересных экспонатов, услышите занимательные рассказы о языке. «О языке – занимательно!» – это наш девиз. Экспонаты музея в живой форме познакомят вас со многими вопросами языка – его жизни, развития. Но сначала мы услышим ответ на вопрос: почему же сегодняшняя экскурсия посвящена русскому языку?

(выходят 4 ученика)

1. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чуткий слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни.

2. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.

3. Человек знакомится с теми мыслями, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения, и обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И всё это благодаря языку.

4. Всё, что люди совершают действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.

(ученики уходят)

Учитель

Наш родной русский язык, великое русское слово… А знаем ли мы его и умеем ли беречь? По-настоящему ли нас увлекает изучение русского языка в нашей школе? Давайте обогащать свои знания о языке, проникать в его жизнь. А поможет нам в сегодняшней экскурсии настоящий знаток русского языка, хранитель уникального музея.

(представление хранителя музея)

Учитель

Мы оказываемся в первом зале, который называется «Фонетика».

(выходят ведущий, Иван Иванович, фотограф)

Ведущий

Одному человеку, Ивану Ивановичу, захотелось сфотографироваться.

Иван Иванович

Здравствуйте! Я хотел бы у вас сфотографироваться.

Фотограф

Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее.

Иван Иванович

Только, товарищ фотограф, у меня рот очень большой. Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?

Фотограф

Отчего же! Всё можно. Когда буду фотографировать, вы тихонько говорите: изюм, изю-ум.

Ведущий

Сел Иван Иванович и забыл, что нужно говорить. И вдруг вспомнил! Стал твердить.

Иван Иванович

Кишмиш, кишмиш.

(все уходят)

Учитель

Как вы думаете, понравился ли снимок Ивану Ивановичу и почему?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило, входят ведущий, доктор и Иван Иванович)

Ведущий

Однажды Иван Иванович оказался на приёме у врача ларинголога.

Иван Иванович

Здравствуйте, доктор. У меня уже несколько дней горло болит.

Доктор

Не волнуйтесь. Сейчас проверим, что случилось. Откройте рот, скажите «а-а-а»

(все уходят)

Учитель

Скажите, пожалуйста, почему врачи, осматривая горло больного, просят произнести именно звук [а]?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А прежде чем перейти в следующий зал, мы должны выполнить фонетическое задание. Прослушайте вредный совет Г.Остера и найдите фонетическую ошибку.

Если мама в магазине
Вам купила только мячик
И не хочет остальное,
Всё, что видит, покупать,
Станьте прямо, пятки вместе,
Руки в стороны расставьте,
Открывайте рот пошире
И кричите букву «А»!
И когда, роняя сумки,
С воплем: «Граждане! Тревога!»
Покупатели помчатся
С продавцами во главе.
К вам директор магазина
Подползёт и скажет маме:
«Заберите всё бесплатно,
Только пусть он замолчит».

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А мы уже во втором зале. Здесь представлена орфография. В этом зале мы услышим интересную историю о влюблённом глаголе и гордой частице НЕ. История эта называется «Сила любви»

(выходит ведущий, глагол и частица)

Ведущий

Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.

Глагол

Я тебя люблю!

Частица

А я тебя не люблю!

Ведущий

Вот однажды НЕ говорит Глаголу.

Частица

Я отвечу тебе взаимностью, если ты докажешь, что жить без меня не можешь.

Ведущий

Вздохнул Глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда он вернулся к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком.

Частица

Негодую! Ненавижу!

Ведущий

И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.

(все уходят)

Учитель

О каком орфографическом правиле шла речь в этой сказке? Расскажите его, и мы перейдём в другой зал

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Этот зал называется «Морфология». Здесь мы встретимся со странными безымянными экспонатами, имена которых вы должны будете назвать.

(выходят 3 девочки)

1. Начну я, самое главное из трёх, самое понятное и распространённо

е. Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Я даже заглядывало в словарь. Моё имя означает ВЫСКАЗАТЬ, ВЫРАЗИТЬ. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременною Я реально существую, в отличие от моих родственников, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем или будущем. А теперь слово моим родственникам.

2. Да, мы родственники. Но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Они означают, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как собачка или верный паж, всегда частица БЫ. Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет. Ведь у того, что не существует, и времени быть не может.

3. Ну, и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. И не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются. Тогда я сначала прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.

(девочки уходят)

Учитель

Назовите имена этих экспонатов.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

А

чтобы перейти в следующий зал, нужно выполнить ещё одно задание. Послушайте вредный совет Г.Остера и назовите количество глаголов в форме повелительного наклонения.

Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай.
Ты ж во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Тем временем мы оказываемся в последнем зале, в сказочном королевстве «Синтаксис».

(входят ведущий, король Синтаксис, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Второстепенный член)

Ведущий

Однажды на приём к королю Синтаксису явилось Предложение.

1. Подлежащее МЫ

2. Сказуемое ЛЮБОВАЛИСЬ

3. Дополнение ДОМОМ

Синтаксис

Дорогое Предложение, мы очень рады, что вы посетили наше королевство с дружественным визитом (увидел форму У ДОРОГИ), а вы почему стоите? Занимайте скорее место.

4. А я не знаю, куда садиться.

Синтаксис

Как не знаете? Вы же отвечаете на вопрос ГДЕ? и обозначаете МЕСТО – садитесь на стул Обстоятельства.

4. Но я же отношусь к слову ДОМ и отвечаю на вопрос КАКОЙ? и поэтому являюсь ещё и Определением, ведь слово ДОМ – предмет, а не действие.

Синтаксис

Вот загвоздка. Это, действительно, спорный вопрос. А садитесь-ка вы на два стула!

Ведущий

Так и сидят теперь на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения. Одно значение член предложения имеет сам, а второе даёт слово, к которому он относится.

(все уходят)

Учитель

Скажите, а может ли определение быть выражено именем существительным?

(дети отвечают, если ответить не могут, то просят помощи у хранителя музея, рассказывая орфографическое правило)

Учитель

Вот и подошла к концу наша занимательная экскурсия по музею лингвистики. Надеюсь, что сегодня многие из вас по-новому взглянули на некоторые вопросы русского языка и заинтересовались изучением родного языка, ведь не изучая и не любя язык, человек останавливается в своём развитии.

Успехов вам, ребята, в овладении самого важного школьного предмета!

Примерные ответы для хранителя музея

Фонетика

1. Уважаемые экскурсанты, зрители, я сейчас дам лингвистическое толкование представленного здесь явления.

Иван Иванович не мог быть доволен своей фотографией, потому что забыл совет фотографа. Ведь слово ИЗЮМ сокращает ширину губ, так как [У] – звук огублённый, а произнесение слова КИШМИШ вызвало обратный эффект, так как звук [И] – неогублённый.

2. Ларингологу мы говорим «а-а-а», потому что при произнесении этого звука язык не двигается, а значит не мешает доктору осмотреть горло больного.

3. В этом вредном совете допущена фонетическая ошибка в строке «И кричите букву «А»!», потому что буквы пишут, а звуки произносят.

Орфография

1. Речь идёт о правописании частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ пишется отдельно всегда, кроме тех случаев, когда глагол без частицы НЕ не употребляется.

Морфология

1. Речь идёт о морфологических признаках глагола: изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

2. В стихотворении 7 глаголов повелительного наклонения.

Синтаксис

1. Действительно, в русском языке определение может быть выражено именем существительным, глаголом и т.д. И если оно не согласуется с существительным в роде, числе и падеже, его называют несогласованным.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: учителю-словеснику, русский язык в школе, внеклассное мерприятие по русскому , лингвистика, сценарий
Просмотров: 990 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0