Вид урока: урок-экскурсия с элементами разноуровневой технологии
Цели урока:
1. Повторить и систематизировать материал по данной теме (закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; "лексическое и "грамматическое" значение слова; однозначные и многозначные слова; переносное значение слова: синонимы и антонимы).
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умение работать в группах и самостоятельно.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка.
.
Ход урока:
Слова имеют собственную душу.
Б. Брехт
Слово - одежда всех мыслей.
М. Горький
Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева...
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
1.Вступительное слово учителя.
Каждый из вас, услышав эти слова В.Шефнера, вспомнит, что именно слово
сопровождает человека всю жизнь. Оно нам нужно, чтобы дать имя всему. Что есть
в мире, и самому себе.
Ведь чтобы говорить и даже о чём-то думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова - названия того, что человек видит вокруг себя. У слова
всегда есть лексическое значение: то, что слово обозначает: понятие, предмет,
действие, чувство.
На уроке мы совершим экскурсию по городу Лексика, побываем на проспекте
Значений, на улицах Мастеров и Профессий, переулке Происхождений, Доме
Творчества. Давайте же в ходе сегодняшней экскурсии попытаемся разгадать
тайны слов, поработать со словами, увидеть жизнь слов...
Вам будут предложены различные задания, выполняя которые вы углубите свои
знания, больше узнаете нового интересного из мира слов.
2.Работа с классом.
Класс делится на три группы, в группах выбираются капитаны. Учитель и его помощник-консультант раздают группам карточки с заданиями. Капитан группы, выполнившей задание, подходит к учителю или к консультанту, тот проверяет правильность выполнения, ставит в специальную зачётку этой группы заработанное количество баллов и даёт карточку со следующим заданием. Побеждает группа,
набравшая больше баллов и потратившая на выполнение меньше всего времени.
3. Слово учителя:
- Ребята, угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по улицам нашего
города?
На доску проецируется письмо:
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
(М.Белкина) Задание к тексту:
а) объясните орфограммы и пунктограммы .
б) найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.
в) определите лексическое значение слова почта и почтальон. Определите значение слова корреспонденция.
3. Почтальон-консультант раздаёт письма-задания капитанам.
Проспект Значений
1 ур. Найдите в "Толковом словаре" Ожегова значение слов корреспондент, экскурсия
2 ур. Выпишите из "Т.С." два однозначных и два многозначных слова.
3 ур. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький тяжелый, холодный, злой, печальный.
Завод Синонимов
1 ур. Вычеркните лишнее слово в синонимическом ряду:
а) употреблять, использовать, находиться, применять; б) обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый; в) мысли, думы, размышления, чувства.
2 ур. Подберите синонимы к словам : запах, секрет, легенда, торжество, успех, помеха, блеск, граница, сверстник, преданный, писатель,скука.
3 ур. Подберите синонимы к слову холодный
учитывая его лексические значения: холодная зима, холодный человек, холодные краски.
Переулок Происхождений
1 ур. Укажите среди данных слов исконно русские и заимствованные : корова, футбол, трава, диагноз, пейджер, палуба, варенье, жалюзи, учитель, рожь, фонтан, парашют.
2 ур. Подберите к данным словам синонимичные русские: уста, персты, сетовать, издревле, алкать, жребий.
3. ур. Найдите в "Словаре иностранных слов" по три слова, пришедших из разных
языков.
Укажите их лексическое значение.
Жилой дом Антонимов
Задание. Помогите братьям прочитать письмо с продолжением. "Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми..."
Улица Мастеров
- Мы находимся с вами на улице Мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий. (Учащиеся должны определить, с какой профессий связано возникновение каждого фразеологического оборота.)
1 группа. Топорная работа; без сучка без задоринки; снять стружку; разделать под орех. (Столяр.) На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито
Белыми нитками. (Портной.)
2 группа. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней (Кузнец.) Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип. (Повар.)
3 группа. Ставить в тупик; зелёная улица; на всех парах. (Железнодорожник.) Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор.)
Улица Профессий
Каждой группе дана картинка с изображением лица определённой профессии:
ВРАЧ СТРОИТЕЛЬ ХУДОЖНИК
Задание группам. Собрать профессиональную группу (подобрать слова, относящиеся к данной профессии)
Дом Творчества
Задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: "Гулял по лесу ветер" (1 группа); "Бежал весёлый ручеёк" (2 группа); "Пришла волшебница-зима" (3 группа), используя слова различных пластов лексики.
|