Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:00:39
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Лексика. Урок повторения пройденного материала.
13.08.2009, 10:06:24

Вид урока: урок-экскурсия с элементами разноуровневой технологии

 

Цели урока:

1.  Повторить и систематизировать материал по данной теме (закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке; "лексическое и "грамматическое" значение слова; однозначные и многозначные слова;  переносное значение слова: синонимы и антонимы).

2.  Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать,   развивать умение работать в группах и самостоятельно.

3.  Воспитывать интерес к урокам русского языка.

.

                                Ход урока:

                                                 Слова имеют собственную душу.

                                                              Б. Брехт

                                                                                           Слово - одежда всех мыслей.

                                                            М. Горький

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева...

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

1.Вступительное слово учителя.

       Каждый из вас, услышав эти слова В.Шефнера, вспомнит, что именно слово

сопровождает человека всю жизнь. Оно нам нужно, чтобы дать имя всему. Что есть

в мире, и самому себе.

Ведь чтобы говорить и даже о чём-то думать, надо его как-то называть, именовать.

Самые простые слова - названия того, что человек видит вокруг себя. У слова

всегда есть лексическое значение: то, что слово обозначает: понятие, предмет,

действие, чувство.

На уроке мы совершим экскурсию по городу Лексика, побываем на проспекте

Значений, на улицах Мастеров и Профессий, переулке Происхождений, Доме

Творчества.  Давайте же в ходе сегодняшней экскурсии попытаемся разгадать

тайны слов, поработать со словами, увидеть жизнь слов...

Вам будут предложены различные задания, выполняя которые вы углубите свои

знания, больше узнаете нового интересного из мира слов.

 

 

 

   2.Работа с классом.

     Класс делится на три группы, в группах выбираются капитаны. Учитель и его помощник-консультант раздают группам карточки с заданиями. Капитан группы, выполнившей задание, подходит к учителю или к консультанту, тот проверяет правильность выполнения, ставит в специальную зачётку этой группы заработанное количество баллов и даёт карточку со следующим заданием. Побеждает группа,

набравшая больше баллов и потратившая на выполнение меньше всего времени.

 

3.    Слово учителя:

- Ребята, угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по улицам нашего

города?

На доску проецируется    письмо:

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

(М.Белкина) Задание к тексту:

а)  объясните орфограммы и пунктограммы .

б) найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков; действий.

в) определите лексическое значение слова почта и почтальон. Определите значение
слова корреспонденция.

3. Почтальон-консультант раздаёт письма-задания капитанам.                                

                                                  Проспект Значений

1  ур. Найдите в "Толковом словаре" Ожегова значение слов корреспондент, экскурсия

2  ур. Выпишите из "Т.С." два однозначных и два многозначных слова.

3  ур. Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова:
горький тяжелый, холодный, злой, печальный.

                               Завод Синонимов

1 ур. Вычеркните лишнее слово в синонимическом ряду:

а) употреблять, использовать, находиться, применять; б) обаятельный, смешной, очаровательный, неотразимый; в) мысли, думы, размышления, чувства.

2  ур. Подберите синонимы к словам : запах, секрет, легенда, торжество, успех, помеха,
блеск, граница, сверстник, преданный, писатель,скука.

3  ур. Подберите синонимы к слову холодный

учитывая его лексические значения: холодная зима, холодный человек, холодные краски.

                             Переулок Происхождений

1  ур. Укажите среди данных слов исконно русские и заимствованные : корова, футбол,
трава, диагноз, пейджер, палуба, варенье, жалюзи, учитель, рожь, фонтан, парашют.

2  ур. Подберите к данным словам синонимичные русские: уста, персты, сетовать,
издревле, алкать, жребий.

3. ур. Найдите в "Словаре иностранных слов" по три слова, пришедших из разных

языков.

Укажите их лексическое значение.

                                   Жилой дом Антонимов

Задание. Помогите братьям прочитать письмо с продолжением. "Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми..."

 

 

 

                                 Улица Мастеров

- Мы находимся с вами на улице Мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.   (Учащиеся должны определить, с какой профессий связано возникновение каждого фразеологического оборота.)

1 группа. Топорная работа; без сучка без задоринки; снять стружку; разделать под орех. (Столяр.) На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито

Белыми   нитками. (Портной.)

2  группа. Доводить до белого каления; между молотом и наковальней (Кузнец.)
Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.
(Повар.)

3  группа. Ставить в тупик; зелёная улица; на всех парах. (Железнодорожник.)
Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание. (Доктор.)

                          Улица Профессий

Каждой группе дана картинка с изображением лица определённой профессии:

                       ВРАЧ   СТРОИТЕЛЬ   ХУДОЖНИК

Задание группам. Собрать профессиональную группу (подобрать слова, относящиеся к данной профессии)

                           Дом Творчества

Задание. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: "Гулял по лесу ветер" (1 группа);

"Бежал весёлый ручеёк" (2 группа); "Пришла волшебница-зима" (3 группа), используя слова различных пластов лексики.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: урок русского языка в школе, конспект урока, лексика, урок-экскурсия, скачать бесплатно, в помощь учителю
Просмотров: 1282 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0