Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 18:14:45
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Авторский элективный курс "Изобразительно-выразительные средства речи" (программа)
01.02.2009, 20:41:54

 Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области "Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 2 ступени, данный курс является прогностическим ( и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Может быть включён в систему курсов по анализу текста : 9 класс – "Изобразительно- выразительные средства речи”, 10 класс – "Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – "Филологический анализ текста” или "Комплексный анализ текста”.

Адресат: учащиеся 9 класса предпрофильной школы, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста (т.е. курс может быть использован при ИГЗ) и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Цели и задачи курса:

  • Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели
  • Способствовать овладению новыми формами роботы с информацией: анализ, синтез, проектирование
  • Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся
  • Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
  • (В идеале, если это удастся) Сформировать потребность в речевом усовершенствовании

Ожидаемые результатысформулированы в памятке, которая предлагается девятиклассникам на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся в стадии выбора элективных курсов

" Мой дорогой девятиклассник!

Занимаясь на нашем элективном курсе, ты…

  • …вспомнишь, что такое метафора, эпитет, звукопись, метонимия и прочие языковые премудрости, и узнаешь, что скрывается за такими звучными и красивыми понятиями, как парцелляция, асиндетон, градация и проч.
  • …научишься видеть их в тексте, а значит лучше справишься с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку
  • …сумеешь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) на тебя сильное впечатление
  • …выберешь только те задания и творческие работы, которые тебе посильны и интересны
  • …разовьёшь навык работы со справочной и научной литературой
  • …попробуешь свои силы в анализе и сравнении понятий
  • … и, может быть, ты захочешь и сумеешь свою собственную речь (устную и письменную) сделать более выразительной, понятной и точной ”

Специфика подхода к занятиям:

  • Рабочая программа курса носит примерный характер
  • Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся
  • Форма организации курса– 8 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок прохождения модулей и факультативное количество потраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.
  • В структуре каждого модуля выделяем 4 уровня содержания:
  • понятийный
  • идентификационный (опознавательный)
  • аналитико-оценочный
  • творческий
  • Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания
  • При работе над творческими проектами может быть использовано содержание сразу нескольких модулей

Форма контроля знаний

Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся)

Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.

РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Вводно-презентационное занятие.

Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.

Модуль 1.

Звукопись. Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.

Модуль 2.

Русская рифма. История становления; существующие разновидности; художественные возможности русской рифмы.

Модуль 3.

Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико-интонационном рисунке речи; виды русского ударения, его вариативность; художественные возможности данных средств; парцелляция.

Модуль 4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.

Модуль 5.

Лексические средства выразительности.

Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы, синонимы, антонимы.

Занятие 6.

Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм , местоимений и других частей речи.

Модуль 7.

Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.

Модуль 8.

Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

Заключительное занятие.

Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.

Предполагамые этапы работы в каждом модуле:

  • Подготовительный этап:

-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.

  • Первый этап:

-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих,

- совместное с учащимися формулирование оптимального ( с точки зрения учащихся ) определения.

  • Второй этап:

Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий (НООС) (см. ниже).

  • Третий этап:

Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения ).

  • Четвёртый этап:

Домашнее задание двух уровней:

  • найти примеры употребления данного средства в изучаемом (или любимом ) художественном тексте
  • создать свой вариант текста.

Принцип усложняющихся заданий НООС при обучении анализу языковых средств выразительности:

Н – НАЙТИ изучаемое художественное средство в данном материале

О – ОБЪЯСНИТЬ значение этого средства в данном контексте

О – ОПРЕДЕЛИТЬ структуру средства (как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)

С – СОЗДАТЬ свой вариант (если возможно) этого художественного средства

Список использованной литературы:

  • Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
  • Словарь юного филолога .
  • Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
  • Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
  • Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста ). – Челябинск, "Взгляд”,2004.
  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: tineydgers | Теги: Авторский элективный курс Изобразит, урок русского в школе, Конспект урока по русскому языку, скачать бесплатно, план-конспект
Просмотров: 4395 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0