Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе предметно-ориентированных курсов, позволяющих диагностировать готовность и способность ученика изучать выбранный предмет (в данном случае – предметы образовательной области "Филология”) на профильном уровне. Опираясь на знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении базового курса русского языка 2 ступени, данный курс является прогностическим ( и пропедевтическим) по отношению к профильным курсам старшей школы и создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля. Может быть включён в систему курсов по анализу текста : 9 класс – "Изобразительно- выразительные средства речи”, 10 класс – "Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – "Филологический анализ текста” или "Комплексный анализ текста”.
Адресат: учащиеся 9 класса предпрофильной школы, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста (т.е. курс может быть использован при ИГЗ) и подготовиться к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Цели и задачи курса:
-
Задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика чёткими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные учебные цели
-
Способствовать овладению новыми формами роботы с информацией: анализ, синтез, проектирование
-
Способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся
-
Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
-
(В идеале, если это удастся) Сформировать потребность в речевом усовершенствовании
Ожидаемые результатысформулированы в памятке, которая предлагается девятиклассникам на первом презентационном занятии, когда учащиеся в начале учебного года находятся в стадии выбора элективных курсов
" Мой дорогой девятиклассник!
Занимаясь на нашем элективном курсе, ты…
-
…вспомнишь, что такое метафора, эпитет, звукопись, метонимия и прочие языковые премудрости, и узнаешь, что скрывается за такими звучными и красивыми понятиями, как парцелляция, асиндетон, градация и проч.
-
…научишься видеть их в тексте, а значит лучше справишься с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку
-
…сумеешь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) на тебя сильное впечатление
-
…выберешь только те задания и творческие работы, которые тебе посильны и интересны
-
…разовьёшь навык работы со справочной и научной литературой
-
…попробуешь свои силы в анализе и сравнении понятий
-
… и, может быть, ты захочешь и сумеешь свою собственную речь (устную и письменную) сделать более выразительной, понятной и точной ”
Специфика подхода к занятиям:
-
Рабочая программа курса носит примерный характер
-
Не ставится задача системного и последовательного изучения всех изобразительно-выразительных средств русской речи. Отбор их производится по критериям частотности употребления их в художественных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся
-
Форма организации курса– 8 учебных модулей. При этом каждый модуль обладает относительной автономностью, а следствием этого является произвольный порядок прохождения модулей и факультативное количество потраченных учебных часов в зависимости от образовательных и индивидуальных потребностей учащихся.
-
В структуре каждого модуля выделяем 4 уровня содержания:
-
Темп изучения может быть адекватен реально складывающейся ситуации: можно задержаться на трудностях, можно бегло рассмотреть материал или совсем отказаться от какого-то элемента содержания
-
При работе над творческими проектами может быть использовано содержание сразу нескольких модулей
Форма контроля знаний
Создание творческих проектов учащихся (индивидуальных или групповых) по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста и презентация этих проектов в любой форме (реферат, эссэ, электронная презентация, статья в сборник лингвистических работ учащихся)
Объём работы – произвольный. Критерии оценки: правильность классификации изобразительно-выразительных средств; самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Художественные тексты для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.
РАБОЧАЯ ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Вводно-презентационное занятие.
Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция, система объектов.
Модуль 1.
Звукопись. Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.
Модуль 2.
Русская рифма. История становления; существующие разновидности; художественные возможности русской рифмы.
Модуль 3.
Ударение, ритм, интонация. Понятие о ритмико-интонационном рисунке речи; виды русского ударения, его вариативность; художественные возможности данных средств; парцелляция.
Модуль 4. Графика, орфография, пунктуация как изобразительные средства русского стихосложения.
Модуль 5.
Лексические средства выразительности.
Ключевые слова, лексические повторы, слова-символы, синонимы, антонимы.
Занятие 6.
Морфологические средства выразительности. Изобразительные возможности существительных, прилагательных, глаголов и их форм , местоимений и других частей речи.
Модуль 7.
Тропы. Понятие о тропах, виды тропов (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха и др.), их отличительные признаки и изобразительные возможности.
Модуль 8.
Стилистические фигуры речи. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.
Заключительное занятие.
Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.
Предполагамые этапы работы в каждом модуле:
-найти и выписать из различных словарей и энциклопедий определения какого-либо понятия.
-сравнительный анализ найденных определений, вычленение его структурообразующих составляющих,
- совместное с учащимися формулирование оптимального ( с точки зрения учащихся ) определения.
Работа с данным художественным средством по принципу усложняющихся заданий (НООС) (см. ниже).
Комплексный анализ небольшого по объёму художественного текста (или отрывка из художественного произведения ).
Домашнее задание двух уровней:
Принцип усложняющихся заданий НООС при обучении анализу языковых средств выразительности:
Н – НАЙТИ изучаемое художественное средство в данном материале
О – ОБЪЯСНИТЬ значение этого средства в данном контексте
О – ОПРЕДЕЛИТЬ структуру средства (как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)
С – СОЗДАТЬ свой вариант (если возможно) этого художественного средства
Список использованной литературы:
-
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
-
Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
-
Словарь юного филолога .
-
Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
-
Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
-
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста ). – Челябинск, "Взгляд”,2004.
-
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999. |