Цели:
Оборудование: карточки с упражнениями, карточки с ответами (ключи), экран учета.
ХОД УРОКА
I. Объяснение нового материала
– Прочитайте записанные на доске слова:
беспричинный; бездельник; истрепать; избирать; воскликнуть; воздать.
– Выделите приставки. Как вы думаете, почему мы в слове беспричинный пишем приставку бес- , а в слове бездельник приставку без-? От чего это зависит? (От буквы, которая стоит после приставки.)
Графически показываю, как нужно выделять данную орфограмму.
II. Постановка целей урока
– Какие цели вы перед собой поставите на данный урок?
III. Первичное закрепление (фронтальная работа)
– Итак, откройте учебники и прочитайте правило. Какие у вас вопросы?
– Устно объясните написание следующих слов: бескрайний, разгладить, изгиб, бесшумный, сковал, срезал.
– Я диктую слова, вы записываете и графически объясняете выбор буквы.
Один ученик работает у доски.
Бесполезный, бесцветный, распускается, разросся, раздался, развилка, разлука, рассказ, сбегать, скушал, сделал, испарился.
– Какие у вас вопросы по данному правилу?
IV. Отработка нового навыка (самостоятельная работа по карточкам)
Инструктаж.
– Сейчас вы будете закреплять полученные знания следующим образом. У вас на парте лежат карточки с разноуровневыми заданиями. Каждое задание имеет свою цель: 1-е упражнение нацелено на отработку умения находить слова на новое правило и обозначать орфограммы, 2-е и 3-е направлены на отработку навыков правописания слов с приставкой на з-(с-). Сначала вы выполняете 1-е упражнение, затем берете у учителя карточку с ответом, проверяете, исправляя другой пастой допущенные ошибки, а уже потом ставите плюс за 1-е задание на экране напротив своей фамилии и так с каждым упражнением.
Экран
Ф.И. ученика |
1-е задание |
2-е задание |
3-е задание |
|
|
|
|
Во время самостоятельной работы детей, учитель может поработать индивидуально с каким-либо учеником.
V. Подведение итогов
Анализ результатов работы по экрану.
VI. Дифференцированное домашнее задание
– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных упражнений, дорабатывают дома. Все остальные выполняют предложенное упражнение учебника.
Содержание карточек
1 уровень. Выпишите из текста слова с приставкой на з-(с-). Объясните графически выбор букв.
В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придет день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через нее и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на черных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.
2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ..., без крыльев – ..., без дома – ..., без края – ..., без конца – ..., без руки – …, без хозяйства – ..., без цели – ..., без работы – ..., без толка – …
3 уровень. Исправьте в словах ошибки. С любыми тремя словами составьте три предложения.
Бесзвучный, безпричинный, исбавиться, разходиться, разпилить, бесжалостный, расгром, разсол, безхитростно, бесвкусный.
Ключ к 1-му заданию:
Учитель графически объясняет выбор букв карандашом.
К рассвету, разрезаны, расплылись, растаяли, восходит, беззаботно, вспыхивают.
Ключ ко 2-му заданию:
Без заботы – беззаботный мальчик, без крыльев – бескрылая птица, без дома – бездомное животное, без края – бескрайняя равнина, без конца – бесконечные дела, без руки – безрукий мужчина, без хозяйства – бесхозяйственная щетка, без цели – бесцельный человек, без работы – безработная женщина, без толка – бестолковый день.
Ключ к 3-му заданию:
Беззвучный, беспричинный, избавиться, расходиться, распилить, безжалостный, разгром, рассол, бесхитростно, безвкусный.
|