Проблемность – это смысловой стержень анализа художественного произведения, когда познавательные и воспитательные задачи урока тесно связаны между собой. От искусства учителя литературы зависит формирование прочных нравственных и эстетических убеждений у школьников, осмысление ими важнейших жизненных понятий.
Читая, думая, слушая, учащиеся пытаются найти решение тысячи проблем, которые ставит жизнь. Вместе с тем и изучение литературы постоянно подталкивает к осмыслению многого из того, сто пока «не приходило в голову», но, возможно, окажется весьма актуальным через год, два, десять лет…
Сочетание глубокого и всестороннего анализа произведений художественной литературы как искусства слова на уроке с последовательным проведением определенной воспитательной концепции вот та задач, которая стоит перед проблемным изучением.
Анализируя воспитательные возможности отдельных произведений, нужно конкретизировать возникающие при этом проблемы и формировать их применительно к художественным произведениям. Акцентируя внимание учащихся не тех или иных нравственных проблемах, необходимо рассматривать их в общем.
ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ РАБОТАЕТ УЧИТЕЛЬ-ЯЗЫКОВЕД
1. Личностно – ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы.
2. Развитие навыков монологической и диалогической речи у учащихся.
3. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
4. Комплексный подход к формированию правописных навыков.
5. Углубление семантического аспекта на уроках русского языка.
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература формирует ученика духовно, следовательно место литературы в ряду школьных дисциплин особое.
Главная задача изучения литературы в школе:
с помощью литературы подготовить школьников к взрослой жизни.
Поговорить о литературном образовании нужно, выделяя два уровня читательской культуры:
1. Базовый – основной, обязательный.
2. Элитарный, филологический уровень (для развитых детей) – усложненное чтение. На этом уровне ученики видят и осознают филологический уровень произведения.
ПАРАМЕТРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗРАБОТАЛ АРКИН)
1. Чтение, как воссоздание, произнесение литературного произведения ( в средних классах уч-ся должны читать не менее 25-30 минут).
2. Чтение, как сотворчество. Эмоционально – эстетический отклик – сопереживание, художественное воссоздание картин. Побуждать уч-ся словесно рисовать и дорисовывать что-то.
3. Начитанность и читательская память. Уровень начитанности измеряется высоким уровнем художественной литературы, классики. Высокий уровень начитанности – умение держать в памяти основную мысль произведения.
4. Самостоятельность читательских суждений и оценок. Свобода высказывания и читательская культура. Современный урок – это диалог с учеником.
5. Истолкование произведения по ограниченному текстовому материалу (целое по частному).
6. Ориентация в современной литературе (знание авторов и произведений, задающих уровень современной литературы, споры писателей, основные литературно-художественные журналы).
7. Чувство художественной формы на элитарном, филологическом уровне (задуматься над искусством композиции).
8. Сопоставительный анализ произведений через своеобразие своей художественной формы.
9. Целостное восприятие творчества художника и постижение творческой индивидуальности в сопоставлении прочитанного.
10. Совершенство читательского слуха – узнавание текста. |