Наша современная жизнь настолько насыщена компьютерными
технологиями, что учащиеся потеряли всякий интерес к чтению художественной
литературы, а поэзию они не читаю вовсе. Ответ один: "Неинтересно, непонятно!”.
Одним из основных направлений в моей работе является привитие интереса к чтению
лирического произведения через его цветовое восприятие, а также выработка
умения анализировать лирическое произведение.
Поначалу ученикам кажется странным, когда на дом им задается
принести альбомный лист, краски, кисть и текст какого-либо стихотворения
(стихотворения, которое предстоит проанализировать на уроке), но впоследствии
они с нетерпением ожидают такого задания.
Отображать собственное восприятие текста лирического
произведения можно в любом возрасте. Начинать же, по моему мнению, необходимо с
5 класса. В данной статье представлены работы учащихся 5-х, 8-х, 9-х классов.
Каждому году обучения характерны свои определенные задачи.
В 5-ом классе учитель литературы закладывает
основы анализа стихотворения, знакомит детей с его особым героем - лирическим
героем (ЛГ). Дети учатся проникать во внутренний мир ЛГ., стараются понять его
чувства. А помогают им в этом краски, цвета, которые они стараются увидеть в
строчке, слове поэта. Отсюда привитие внимательного отношения к слову
художника. Изобразив картинку, дети стараются объяснить её, приводя в качестве
доказательств своих суждений цитаты из текста. На эту работу в этом возрасте я
отвожу достаточно много времени – до 3-4-х уроков. Но на этом работа с текстом
лирического произведения не заканчивается. Далее дети в письменном виде
стараются оформить свои рассуждения. Так дети преодолевают первую ступень к
анализу лирического произведения.
Опыт показывает, что некоторых детей работа с красками пугает: "А
я не умею красиво рисовать!”. Тогда учащимся разъясняю, что главное в этой работе (Цель работы)
не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление
лирического произведения с помощью разнообразных цветов и символов, навеянных
анализируемым произведением. Важным является и то, как дети наносят краски –
равномерно или мазками. А подскажет им в этом текст стихотворения.
В целом, план работы таков:
1) Деление альбомного листа на части (в зависимости от
смыслового деления стихотворения на строфы).
2) Работа с каждой частью (устная):
- внимательное прочтение строфы, выделение карандашом в тексте
основных образов, за которыми видятся чувства ЛГ, цветовые ассоциации;
подбираются цвета, передающие настроение ЛГ.
- второе прочтение строфы с выделением слов, передающих
состояние ЛГ (глаголов - спокойствие, движение; наречий образа действия –
легкость, смятение).
- обсуждение размещения рисунка, выбор средств изображения
чувств ЛГ.
На каждом этапе идет попутная работа с анализом художественных
средств.
3) Изображение каждой части стихотворения непосредственно после
её анализа.
Отрывок урока литературы в
5-ом классе.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”
через его цветовое восприятие.
У: - Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо
вам ещё по начальной школе.
- Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему?
Д: - Чтобы еще раз прочитать.
- Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам стихотворение
по-новому.
У: - Верно, сегодня мы должны будем проникнуть
в чувства героя лирического произведения, который так и называется – лирический
герой. Но все наши мысли мы будем изображать в цвете.
- Посмотрите на текст стихотворения и скажите, почему здесь нет
разделения стихотворения на четверостишия, строфы?
Д: - Значит, ЛГ испытывает на протяжении всего
стихотворения одни чувства.
У: - Поэтому альбомный лист, необходимый нам
для работы, делить на части не будем.
- А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите
карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.
Далее ответы детей сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Образы
|
Характеристика
|
Цветовое решение
|
Средство изображения
|
Вывод
|
Дни
|
"дней суровых” (эпитет)
|
Темные оттенки коричневого, серого, синего.
|
Мазками, палитра цветов.
|
Жизнь ЛГ была тяжелой. У:
- Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.
|
Няня – "голубка” (метафора)
|
"дряхлая моя” (эпитет)
"наморщенных руках”
|
Нежные цвета:
розовые, голубые.
|
Внутри сердца ЛГ образ няни однотонного цвета.
|
Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а голубь –
это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она
навсегда в его сердце.
|
Няня
|
"горюешь” ("в глуши лесов”)
"тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”
|
Темно-зеленые тона
Образ няни -сочный оттенок красного.
|
На большом расстоянии от сердца ЛГ изображается образ няни,
окружение няни – мазками, штрихами.
|
Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ,
но также страдает от разлуки.
|
Дорога
|
"черный отдаленный путь”
|
Темно-серый, черный цвет, а может быть и красным, так как ЛГ
очень хочет встретиться с няней.
|
Извилистая дорога, узкая.
|
Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о "подруге дней”, и
реальный образ няни в "глуши лесов” соединяются длинной дорогой испытаний,
которые герои должны преодолеть.
|
Используя устный
материал урока, дети отображают собственное восприятие данного стихотворения,
вчитываясь еще раз в пушкинские строки. В конце урока дети устно защищают свой
рисунок.
Задание на дом: написать черновой вариант анализа стихотворения
(с планом анализа стихотворения дети уже знакомы), используя рисунок.
На следующем уроке дети зачитывают анализ стихотворения "Няне”
А.С. Пушкина. Идет работа с черновиками.
Анализ стихотворения А.С.
Пушкина "Няне”
Стихотворение
А.С. Пушкина "Няне” было самым любимым. Оно было написано в ссылке в 1827г. В
стихотворении мы видим Л.Г. и две его любимых героини: одна – "в глуши лесов
сосновых”, другая - в сердце Л.Г.
Л.Г.
грустит и в то же время радуется: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая
моя”, а в середине стихотворения Л.Г. чувствует сильнее расставание с няней:
"Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня”. В конце Л.Г. будто
видит, что его "голубка” горюет, скучает по нему: "Тоска, предчувствие, заботы
теснят твою всечасно грудь”. Когда читаешь стихотворение, видишь разные цвета,
например, темные оттенки: "дней суровых”, "в глуши лесов”, а также светлые:
"голубка”. Этими цветами А.С. Пушкин подчеркивает любовь к своей няне и боль от
расставания с ней.
Мне
очень нравится стихотворение А.С. Пушкина. Сразу видно, что он написал его от
всей души.
Анализ стихотворения А.С.
Пушкина "Няне”
Это
стихотворение А.С. Пушкин написал в ссылке в 1827г. Каждый ребенок
задумывается, почему оно адресовано "Няне”, а не маме? Так знайте, что мама не
любила сына, то есть А.С. Пушкина. А тепло Л. Герою давала няня. Л.Г в начале
стихотворения испытывает тоску. Это видно из строчки: "Подруга дней моих
суровых”. Но сразу вспоминает о няне, и рождаются такие строчки: "Голубка
дряхлая моя”, " В твоих наморщенных руках”. В конце стихотворения Л.Г.
заботится о чувствах няни: "Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно
грудь”.
Няня
тоже хотела видеть Л.Г.: "Глядишь в забытые ворота, на черный отдаленный путь”.
А.С. Пушкин использовал такие художественные средства, как метафору и эпитет:
"Голубка дряхлая моя”. Они помогают раскрыть искренние, нежные чувства Л.Г. к
няне.
Автор не случайно использовал и темные цвета: "дней моих суровых”.
Он этим подчеркивает свои мучения, грусть, тоску.
Когда я прочитала это стихотворение, я стала на все
смотреть по-другому, понимая чувства поэта.
В более старших классах, например, в 8-м классе,
(работу можно начать и с седьмого класса) данная методика помогает учащимся при
сравнительном анализе стихотворений двух поэтов. Учащиеся наглядно видят
сходства и отличия двух Л. Героев, что влияет на целостное представление
ученика о том или ином поэте. Например, для сравнения можно предложить стихотворение
"Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Работа идет одновременно с двумя
текстами стихотворений (по строфам). Дома ученики заканчивают начатый в классе
рисунок и на черновиках пишут сравнительный анализ стихотворений. Весь
следующий урок ученики зачитывают свои черновые сочинения, отмечая в них
преимущества и недостатки.
|