Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 05:23:29
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне” через его цветовое восприятие.
12.02.2009, 13:42:43

Наша современная жизнь настолько насыщена компьютерными технологиями, что учащиеся потеряли всякий интерес к чтению художественной литературы, а поэзию они не читаю вовсе. Ответ один: "Неинтересно, непонятно!”. Одним из основных направлений в моей работе является привитие интереса к чтению лирического произведения через его цветовое восприятие, а также выработка умения анализировать лирическое произведение.

Поначалу ученикам кажется странным, когда на дом им задается принести альбомный лист, краски, кисть и текст какого-либо стихотворения (стихотворения, которое предстоит проанализировать на уроке), но впоследствии они с нетерпением ожидают такого задания.

Отображать собственное восприятие текста лирического произведения можно в любом возрасте. Начинать же, по моему мнению, необходимо с 5 класса. В данной статье представлены работы учащихся 5-х, 8-х, 9-х классов. Каждому году обучения характерны свои определенные задачи.

В 5-ом классе учитель литературы закладывает основы анализа стихотворения, знакомит детей с его особым героем - лирическим героем (ЛГ). Дети учатся проникать во внутренний мир ЛГ., стараются понять его чувства. А помогают им в этом краски, цвета, которые они стараются увидеть в строчке, слове поэта. Отсюда привитие внимательного отношения к слову художника. Изобразив картинку, дети стараются объяснить её, приводя в качестве доказательств своих суждений цитаты из текста. На эту работу в этом возрасте я отвожу достаточно много времени – до 3-4-х уроков. Но на этом работа с текстом лирического произведения не заканчивается. Далее дети в письменном виде стараются оформить свои рассуждения. Так дети преодолевают первую ступень к анализу лирического произведения.

Опыт показывает, что некоторых детей работа с красками пугает: "А я не умею красиво рисовать!”. Тогда учащимся разъясняю, что главное в этой работе (Цель работы) не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление лирического произведения с помощью разнообразных цветов и символов, навеянных анализируемым произведением. Важным является и то, как дети наносят краски – равномерно или мазками. А подскажет им в этом текст стихотворения.

В целом, план работы таков:

1) Деление альбомного листа на части (в зависимости от смыслового деления стихотворения на строфы).

2) Работа с каждой частью (устная):

- внимательное прочтение строфы, выделение карандашом в тексте основных образов, за которыми видятся чувства ЛГ, цветовые ассоциации; подбираются цвета, передающие настроение ЛГ.

- второе прочтение строфы с выделением слов, передающих состояние ЛГ (глаголов - спокойствие, движение; наречий образа действия – легкость, смятение).

- обсуждение размещения рисунка, выбор средств изображения чувств ЛГ.

На каждом этапе идет попутная работа с анализом художественных средств.

3) Изображение каждой части стихотворения непосредственно после её анализа.

Отрывок урока литературы в 5-ом классе.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”
через его цветовое восприятие.

У: - Это стихотворение А.С. Пушкина знакомо вам ещё по начальной школе.

- Как вы думаете, почему мы вновь обращаемся к нему?

Д: - Чтобы еще раз прочитать.

- Мы повзрослели, поэтому поймем уже знакомое нам стихотворение по-новому.

У: - Верно, сегодня мы должны будем проникнуть в чувства героя лирического произведения, который так и называется – лирический герой. Но все наши мысли мы будем изображать в цвете.

- Посмотрите на текст стихотворения и скажите, почему здесь нет разделения стихотворения на четверостишия, строфы?

Д: - Значит, ЛГ испытывает на протяжении всего стихотворения одни чувства.

У: - Поэтому альбомный лист, необходимый нам для работы, делить на части не будем.

- А теперь прочитайте это стихотворение про себя и выделите карандашом образы, встречающиеся здесь, и их характеристики.

Далее ответы детей сведены в таблицу 1.

Таблица 1.

Образы

Характеристика

Цветовое решение

Средство изображения

Вывод

Дни

"дней суровых” (эпитет)

Темные оттенки коричневого, серого, синего.

Мазками, палитра цветов.

Жизнь ЛГ была тяжелой.
У:
- Это стихотворение было написано поэтом в ссылке.

Няня – "голубка” (метафора)

"дряхлая моя” (эпитет)
"наморщенных руках”

Нежные цвета:
розовые, голубые.

Внутри сердца ЛГ образ няни однотонного цвета.

Образ няни ассоциируется у ЛГ с образом голубки, а голубь – это птица дружбы, любви, надежды. Значит, ЛГ греет любовь к няне. Она навсегда в его сердце.

Няня

"горюешь” ("в глуши лесов”)
"тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”

Темно-зеленые тона
Образ няни -сочный оттенок красного.

На большом расстоянии от сердца ЛГ изображается образ няни, окружение няни – мазками, штрихами.

Мы видим еще один образ няни, которая находится далеко от ЛГ, но также страдает от разлуки.

Дорога

"черный отдаленный путь”

Темно-серый, черный цвет, а может быть и красным, так как ЛГ очень хочет встретиться с няней.

Извилистая дорога, узкая.

Сердце ЛГ, которое греет воспоминание о "подруге дней”, и реальный образ няни в "глуши лесов” соединяются длинной дорогой испытаний, которые герои должны преодолеть.

Используя устный материал урока, дети отображают собственное восприятие данного стихотворения, вчитываясь еще раз в пушкинские строки. В конце урока дети устно защищают свой рисунок.

Задание на дом: написать черновой вариант анализа стихотворения (с планом анализа стихотворения дети уже знакомы), используя рисунок.

На следующем уроке дети зачитывают анализ стихотворения "Няне” А.С. Пушкина. Идет работа с черновиками.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”

Стихотворение А.С. Пушкина "Няне” было самым любимым. Оно было написано в ссылке в 1827г. В стихотворении мы видим Л.Г. и две его любимых героини: одна – "в глуши лесов сосновых”, другая - в сердце Л.Г.

Л.Г. грустит и в то же время радуется: "Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя”, а в середине стихотворения Л.Г. чувствует сильнее расставание с няней: "Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня”. В конце Л.Г. будто видит, что его "голубка” горюет, скучает по нему: "Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”. Когда читаешь стихотворение, видишь разные цвета, например, темные оттенки: "дней суровых”, "в глуши лесов”, а также светлые: "голубка”. Этими цветами А.С. Пушкин подчеркивает любовь к своей няне и боль от расставания с ней.

Мне очень нравится стихотворение А.С. Пушкина. Сразу видно, что он написал его от всей души.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне”

Это стихотворение А.С. Пушкин написал в ссылке в 1827г. Каждый ребенок задумывается, почему оно адресовано "Няне”, а не маме? Так знайте, что мама не любила сына, то есть А.С. Пушкина. А тепло Л. Герою давала няня. Л.Г в начале стихотворения испытывает тоску. Это видно из строчки: "Подруга дней моих суровых”. Но сразу вспоминает о няне, и рождаются такие строчки: "Голубка дряхлая моя”, " В твоих наморщенных руках”. В конце стихотворения Л.Г. заботится о чувствах няни: "Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь”.

Няня тоже хотела видеть Л.Г.: "Глядишь в забытые ворота, на черный отдаленный путь”. А.С. Пушкин использовал такие художественные средства, как метафору и эпитет: "Голубка дряхлая моя”. Они помогают раскрыть искренние, нежные чувства Л.Г. к няне.

Автор не случайно использовал и темные цвета: "дней моих суровых”. Он этим подчеркивает свои мучения, грусть, тоску.

Когда я прочитала это стихотворение, я стала на все смотреть по-другому, понимая чувства поэта.

В более старших классах, например, в 8-м классе, (работу можно начать и с седьмого класса) данная методика помогает учащимся при сравнительном анализе стихотворений двух поэтов. Учащиеся наглядно видят сходства и отличия двух Л. Героев, что влияет на целостное представление ученика о том или ином поэте. Например, для сравнения можно предложить стихотворение "Узник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Работа идет одновременно с двумя текстами стихотворений (по строфам). Дома ученики заканчивают начатый в классе рисунок и на черновиках пишут сравнительный анализ стихотворений. Весь следующий урок ученики зачитывают свои черновые сочинения, отмечая в них преимущества и недостатки.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 1467 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 5.0/3
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0