Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…
Н. Бердяев
Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.
Серебряный век… Серебряный век…
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.
Впервые это название было предложено Николаем Бердяевым.
Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? (Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос, который записывается в тетради.)
Первая учебная ситуация.
Каково основное содержание эпохи именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место?
Учитель истории: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…
(Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историков и записывают основные теоретические положения и факты.)
1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.
1894 г. – начало царствования Николая II.
1904-1905 гг. – русско-японская война.
1905-1907 гг. – первая русская революция.
1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.
1914 г. – начало Первой мировой войны.
1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.
Учитель истории:
Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, включиться в этот поток?
Учитель литературы:
Как чувствует себя человек в это тревожное, противоречивое, кризисное время?
Почему получает распространение декадентство? (лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания.)
Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смуты, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутреннее лицо.