Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:36:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (поэзия Серебряного века).
14.02.2009, 21:06:00

Цель урока:

Ввести лицеистов в удивительный мир русской культуры начала XX века;

Подвести ребят к идее: «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов»;

Провести связь явлений искусства с характером переходной эпохи (интеграция с историей);

Отработать такие виды заданий, как индивидуальная работа, групповые задания;

Отработать навыки выразительного чтения стихотворений, отработать навыки вести дискуссию;

Оборудование урока:

Эпиграф к уроку;

Сборники поэтов Серебряного века;

Репродукции полотен М. Врубеля, В. Серова, А. Бенуа, Н. Рериха, Б. Кустодиева, К. Коровина, К. Малевича, К. Петрова-Водкина;

Записи музык произведений С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;

План урока:

Объявление темы урока, цели его и задачи, эпиграф к уроку;

Вступительное слово учителя литературы;

Вступительное слово учителя истории;

Сообщения учащихся-историков;

Сообщения участников-искусствоведов;

Сообщение учащегося-литературоведа;

Выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века под музыку С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского;

Итоги урока.

 

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…

Н. Бердяев

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: полотна художников, и звуки музыки переносят нас в иные миры – в Серебряный век.

Серебряный век… Серебряный век…

Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

Серебряный век – блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики, прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Впервые это название было предложено Николаем Бердяевым.

Каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века? (Работа строится как поиск ответа на проблемный вопрос, который записывается в тетради.)

Первая учебная ситуация.

Каково основное содержание эпохи именуемой Серебряным веком?

Почему именно поэзия заняла тогда в культуре ведущее место?

Учитель истории: Что же это было за время – рубеж XIX – XX вв.? Какие события характеризовали эпоху? Давайте вспомним содержание этого периода, пусть вихрь истории калейдоскопом пронесется перед нами…

(Ученики слушают сообщения одноклассников, выступающих в роли историков и записывают основные теоретические положения и факты.)

1890 г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте.

1894 г. – начало царствования Николая II.

1904-1905 гг. – русско-японская война.

1905-1907 гг. – первая русская революция.

1906 г. – создание I Государственной Думы и аграрная реформа А.П. Столыпина.

1914 г. – начало Первой мировой войны.

1917 г. – Февральская революция; свержение самодержавия. Октябрьская революция.

Учитель истории:

Вот перед вами основные события эпохи. Это и войны, и революции, и небывалые перемены, сулящие светлое будущее. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было. Бунт черни, проигранные войны, кризис власти – доколе еще терпеть это русскому интеллигенту? А если не терпеть, то что делать, включиться в этот поток?

Учитель литературы:

Как чувствует себя человек в это тревожное, противоречивое, кризисное время?

Почему получает распространение декадентство? (лат. decadentia – упадок, погружение в индивидуальные переживания.)

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смуты, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутреннее лицо.

Сообщения учащихся – искусствоведческие. (На фоне музыки «Вокализ» С. Рахманинова ученик представляет полотна, ставшие символами эпохи.)

Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов той эпохи…

а) М. Врубель «Демон поверженный».

А. Блок: «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь символом того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля.

Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…

Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник, весть его о том, сто в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и демон Лермонтова – символы нашего времени»

Все собралось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание.

б) В. Борисов-Мусатов «Призраки».

В красочных симфониях Борисова-Мусатова нашла выражение та сложная духовная реальность, что была соткана из тончайших лирических переживаний… Атмосфера безмолвной грусти царствует в «Призраках». В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры, смутные видения столь зыбки, столь бестелесны, что в любое мгновение могут растаять. Грань между полувымыслом-полуреальностью не хотел провести и сам поэт-живописец – о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни…

В начале XX века принципиально изменились принципы воспроизведения действительности в произведениях живописи. Художник окружил метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись прониклась лирическим, религиозным, философским началами.

Сообщение учащегося-литературоведа. (Переход от «Золотого века» русской поэзии к «Серебряному»; периодичность литературного процесса: краткий период господство поэзии (до конца 20-х годов XIX века) сменяется длительным прозаическим, после чего на такой же краткие период снова воцаряется поэзия (90-е годы XIX века – до 1917 года). В истории соответственно: бурные 20-е годы, период застоя, и опять перемены в жизни отечества.)

Ответьте на вопрос первой учебной ситуации.

 

Вторая учебная ситуация.

Учитель литературы: вслушаемся в голоса поэтов XX века.

Композиция «Я каждый миг исполнен откровеньем». (Ученики читают стихи со справкой о поэте. Звучит музыка А. Скрябина «Поэма экстаза». Ученики делают записи в тетрадях – поэтическая концепция.)

Вл. Соловьев «Хоть мы на век незримыми цепями…»

Мирра Лохвицкая «В кудрях каштановых моих…»

К. Бальмонт «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Дм. Мережковский «Поэт»

Ф. Сологуб «Я – бог таинственного мира»

М. Кузмин «Мы в слепоте как будто не знаем»

М. Волошин «Рождение стиха»

М. Цветаева «Душа и имя»

Вл. Ходасевич «Я угасну…»

В. Хлебников «Еще раз, еще раз – я для вас звезда»

И. Северянин «Эго полонез»

Вл. Маяковский «А вы могли бы?»

Ученики отвечают на вопрос второй учебной ситуации.

Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.

Каждый считает, что он в ответе за будущее.

Каждый стремится вобрать в свое творчество и душу весь мир – космос, вечность, явления природы и культуры.

Подводятся итоги урока.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 1892 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0