Ищу вокруг души родной
Лермонтов
Цель урока: углубление представлений учащихся о романтичном мировоззрении поэта (тоска по свободе, полнокровность жизни; неистребимая "жажда бытия", активной деятельности; поиски гармонии в мире природы; одиночество, неприкаянность лирического героя, попытка обрести "родную душу" в любви и дружбе").
Ход урока: Проверка домашнего задания. Анализ самостоятельной работы учащихся.
1) "И скучно и грустно". (1840) (чтение, анализ). Одно из наиболее характерных для мироощущения стихотворений Лермонтова. Близкое к дневниковой записи сиюминутное душевное состояние.
Антитеза определяет упругую напряженность всего стихотворения.
Поэт обращается к понятиям, значимым для него — "желанье", "любовь", "прошлое", "страсти".
Лермонтов погружается в себя.
Два начала — "вопрошающего" и "отвечающего" — скрепляют стихотворение; единая интонация "диалога с самим собой".
Лирический герой истерзан бореньем дум и чувств личности, ему хочется "прислониться" к сущему.
Поэт безуспешно пытается найти опору в тех обольщеньях жизни, которые столь ценны были для него прежде, в желаниях, любви, страстях, и отвергает саму жизнь.
Это стихотворение и "документ" мироощущения человека 30-х годов и "памятник" романтического мышления.
Форма стихотворения элегическая, объединяет черты и политики, и философии, и любовной элегии одновременно.
Для романтического мышления "каждая грань жизни обретает значимость лишь освещенная светом вечности", отрезок времени оценивается в перспективе вечности.
Белинский причислил стихотворение к "величайшим созданиям поэзии", "это не минута духовной дисгармонии", а "походная песня всей жизни, оправданная самой реальностью".
2) Тема любви — всепроникающая тема в творчестве Лермонтова. Это любовь к отечеству, к природе, детям и прежде всего — любовь к женщине в ее различных проявлениях: от бескорыстно-идеального "небесного" чувства до всепоглощающей любви - страсти или демонического соперничества.
К любви во всех ее формах Лермонтов предъявляет требования высокой ответственности, верности, полного понимания.
Нередко любовь звучит у него почти как синоним "счастья" или "добра". (Сушкова, Иванова, Лопухина)
Любовь для Лермонтова непреодолимая, всеохватывающая сила.
"1831 июня 11 дня". Представление о любви как о высшем и потому неосуществимом идеале. "К.Н.И.", "К…" трагичны. Любить "на время — не стоит труда…", и если герой клянется в любви вечно, как Демон, то такая клятва есть предзнаменование трагичного конца (чтение, анализ стихотворений).
У Лермонтова больше, чем у других русских лириков эта тема пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Неразделенная любовь — страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни.
— Какое настроение преобладает в любовной лирике Лермонтова?
— Как показано развитие любовного чувства?
— Новые мотивы в лирике зрелого Лермонтова?
— Почему лирический герой не нашел "родную душу"?
3) "Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала".
(романтический идеал поэта)
"Желанье" (1832) и "1831 июня 11 дня":
а) "Одинок я — нет отрады". (тема одиночества)
Чтение стихотворений "Утес", "Тучи", "Сосна", "Дубовый листок".
— Почему это единый цикл?
— Художественные приемы (психологический параллелизм).
— Что ценит в природе и чем тяготится в окружающей жизни лирический герой?
Восхищение красотой природы, желание слиться с ее жизнью, поиски в природе гармонии бытия.
В свой страшный век, гасящих разум, волю, он владел гордым сердцем, мужеством борьбы, пылкостью чувств. Поэт стремится вернуть миру утраченную им гармонию, красоту. Это вызывает предельный взлет духовной силы поэта.
Не знавший сам счастья Лермонтов воспевает возрождающую силу любви.
"Очарованье" и "разочарования" поэта.
Любовь трагична в стихотворениях Лермонтова.
4) Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать жестокость неразделенной любви, похожей на обман.
"Нищий" (1830).
Наталья Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств.
"Я не унижусь пред тобой" (1832).
Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Лопухину. Судьба разделила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял любимую. Варвара вышла замуж за Бахметева от безнадежности своей любви к Лермонтову.
"Молитва" (1837)
5) Выводы делают учащиеся (запись в тетрадях).
Домашнее задание: Индивидуальные задания.
1) поэма "Демон" (тема поэмы);
2) сопоставить стихотворения Пушкина "Пророк" и "Пророк" Лермонтова:
— Как выражена общность взглядов на роль поэта-пророка и в чем отличие образа лермонтовского героя от пушкинского?
— В чем видит Лермонтов причину трагичности судьбы поэта в современном ему обществе?
3) чтение и анализ стихотворения "Есть встречи — значенье…"
Что значило для Лермонтова творчество?
4) Статья учебника (стр. 258 —261); стихотворение наизусть.
Принести стихотворения "Родина", "Выхожу один я на дорогу…", "Прощая, немытая Россия".
|