Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:45:11
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Глава "Максим Максимыч". Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч? (урок диалог).
19.02.2009, 21:40:42

"Что делать?… всякому своя дорога."

"Максим Максимыч"

Цель урока: помочь учащимся понять причину отчуждения "простого" человека и "героя времени", дать понятие психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя.

 

Неслиянность и нераздельность.

А. Блок.

Словарная работа:

Психологизм — углубленное изображение психологических и душевных переживаний.

Индивидуализм — нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Ход урока:

1. Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

2. Сопоставление форм повествования в повести "Бэла" и "Максим Максимыч". (Язык и стиль повести " Максим Максимыч") 

Индивидуальное задание: Какой в этом смысл?

 Почему портрет Печорина дан на фоне свежего и прекрасного утра?

3. Портрет Печорина: отражение в его внешности сложности духовного мира героя; его психологизм.

— Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

— В черновом варианте портрета Печорина автор сравнивает героя с тигром. Почему?

— Что в основе характера Печорина — "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?

4. Сцена "встреча-прощание"  Печорина с Максимом Максимычем" — чтение.

               Можно ли их назвать друзьями?

               В чем они противоположны друг другу?

               Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

               Почему он не остался с ним обедать?

5. Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

               Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

               Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?

— Как раскрылось в последней встрече равнодушие Печорина к судьбе, к прошлому; как он пытается смягчить холодность.

6. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

7. Выводы.

Летнее утро в горах поражает своей свежестью, когда все в природе радуется солнцу и новому дню, как бы подчеркивает усталое равнодушие Печорина ко всему окружающему. Прощальный разговор: безучастность и холодность Печорина достигает высшей точки. Он холоден не только к Максиму Максимычу, но и к самому себе, спешит, хотя не знает, куда и зачем, и не уверен, вернется ли.

В центре внимания — портрет Печорина. Через внешние черты героя можно глубже осмыслить его внутренний духовный мир.

Чтение портрета — какое впечатление произведет Печорин «на другого» — на вас?

Положение повести «Максим Максимыч» между «Бэлой» и «Таманью» оправдано. После рассказа Максима Максимыча о Печорине попутчику, естественно увидеть Печорина со стороны родственного сознания.

В русской жизни был мир, естественный, но чуждый Печорину. Максим Максимыч — из этого мира.

Мы представляем суть отношения героя к простому русскому человеку.

Невнимание Печорина к штабс-капитану обнажает невозможность для героя встать на точку зрения простого человека или погрузиться в естественный мир.

Наивная  цельность Максима Максимыча чужда интеллектуально развившейся, но лишенной цельности натуре.

Между ними пропасть. Печорин осознает несовершенство мира и пытается найти выход, а Максим Максимыч видит только странность мира.

Патриархальность Максима Максимыча, его стремление к естественной простоте тоже гибнут — рушится наивный цельный мир. С позиций Максима Максимыча нельзя решить сложные вопросы бытия.

При встрече: «Скучал!»

Жизненный опыт приучил Печорина скучать. Этот мотив противоположен «веселью». Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью и отражает рассудочное отношение к людям и действительности. Скука — постоянный спутник Печорина, до тонкости изучившего тайные пружины, которые движут поведением людей. Скука — знак всего устоявшегося.

«Веселье» взывает к жизни все человеческие чувства. Скука — это болезнь, поразившая поколение, рожденное последекабристской эпохой.(Скука рассказчика, Печорина, княгини Литовской, Мери.) преодолеть скуку — значит преодолеть действительность, проявить свою волю на ее ход.

Печорин своей волей временно преодолевает скуку, но одолеть ее не может. Судьба посылает ему «веселье» — приключение, но оно оборачивается скукой, т.к. оно только внешне напоминает то веселое чувство спаянности с миром, творческое состояние души.

В основе печоринской воли — индивидуализм. Печорин гордится своей свободой и в то же время ищет связей с жизнью, с людьми. В этом беда и вина героя. Герой является «причиною несчастья других, но и сам не менее несчастлив».

Печорин нередко преступает грань, разделяющую добро и зло, т.к. по его убеждению в современном обществе они давно утратили свою определенность. Это придает ему черты «демонизма».

Максим Максимыч — это «тип чисто русский», у него чудесная душа, золотое сердце». Он человечен. Но инертен, ограничен его умственный кругозор. Действительность принимает такой, какая она есть, не рассуждая, выполнял "свой долг". Характер его не так гармоничен, как кажется на первый взгляд. Характер Максима Максимыча — воплощение лучших качеств русского народа, а с другой стороны — этот человек ограничен, над ним довлеют силы вековых традиций, такие люди — опора власти. ("Извините! Я не Максим Максимыч: Я — штабс-капитан."). Они антиподы.

"Неслиянность и нераздельность", так определил Блок этих героев. Отношения Печорина и Максима Максимыча — отражение отношений передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности.

Для Лермонтова полнота истины в их сближении, извлечь из их столкновения высшую правду жизни — главный философский эстетический принцип романа.

Домашнее задание:

1) Стр. Учебника — "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

Индивидуальное задание:

1) "Предисловие" к журналу Печорина —  авторское отношение к герою.

2) Чем увлекла повесть? Как она построена? Какие страницы показались загадочными и пленительными?

Художественные средства — романтическая лирика?

3) Лирический подтекст описаний природы. Язык повести (красота, лиризм, ясность и простота языка, ритмичность ).

4) Чем отличается Печорин в "Тамани" от Печорина в повести "Бэла" и "Максим Максимыч"?

5) "Историческая справка" о "Тамани".

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 8369 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 40
Гостей: 40
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0