Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 04:59:46
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

"За что они все меня ненавидят?" Печорин и водяное общество.
19.02.2009, 21:43:39

Цель урока: показать, почему неизбежно столкновение Печорина с "водяным обществом"; раскрыть, в чем несовместимость главного героя и Грушницкого; углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения; формулирование понятия о жанре социально-психологического романа.

Ход урока:

1. Лексическая работа:

инертность — бездеятельность

рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

2. Обобщение знаний:

Почему неудачны попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: Максимом Максимычем, горцами, контрабандистами?

3. "Княжна Мэри" — чтение и анализ повести.

Конфликт повести.

— Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?

— Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?

— Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?

— Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?

— Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).

Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).

4. Печорин и Грушницкий. Понятие о ложном романтизме.

— Кто Грушницкий?

— Рассуждение Лермонтова, подтверждается ли оно в дальнейшем фактами биографии Грушницкого?

— Как понимаете фразу Печорина: "В их душе много добрых свойств, но ни на грош поэзии"?

Чем объясняется взаимная неприязнь героев и почему она приводит к дуэли?

Каким мы видим Печорина? Как он говорит?

Печорин умеет рассказать так, что "животики надорвешь от смеха". Тонко и убийственно иронизирует, чего лишен Грушницкий, который умоляет "не подшучивать" над ним.

Но с этого момента Печорин начинает подшучивать особенно язвительно.

Речь Печорина афористична: "усталость тела победит тревогу ума", "женщины любят только тех, которых не знают". Лаконизм речи усилен поэтической выразительностью.

Грушницкому недоступно истинно романтическое ощущение жизни.

Печорин любит природу (добрый, умиротворенный), а стоит спуститься на бульвар, как становится иным: недоброжелательным, отчаянным и злым. Люди для него — скучный спектакль.

Печорин чуток к слову: "бегали слезы" Мэри — чувствительность ее натуры, неопытная, доверчивая душа.

Печорин и Вера умные, проницательные люди, искушенные в психологии. В дневнике Печорина встречаются имена философов, писателей, что показывает его образованность, эрудицию.

Деятельный по натуре, Печорин лучшие силы души и ума тратит по пустякам. Как дорого платит Печорин, спасая себя от скуки.

Сам Печорин иронизирует над собой. С горьким скептицизмом он говорит о бессмысленности существования. Изнуряющее чувство пустоты толкает на любые столкновения с жизнью, на любую авантюру. Трагедия Печорина — это трагедия деятельного человека, у которого нет дела. "Я иногда презираю себя…"

Он говорит Мэри: "Я вас не люблю", — появление в ее доме для того, чтобы вызвать "презрение". Это единственное, что ей поможет.

Его интересует более острая интрига: заговор Грушницкого и его компании.

"Развязка" происходит на вершине скалы. Грушницкий намерен стрелять в безоружного.

5. Сцена дуэли. Чтение и анализ.

— Почему состоялась дуэль между бывшими приятелями?

— Какие стороны души Печорина открываются в ночь перед дуэлью и во время дуэли?

               Хотел ли Печорин смерти Грушницкого?

                Что в поведении Грушницкого подтолкнуло его на жестокое решение?

               Какие чувства испытывает Печорин после дуэли?

Сцена дуэли динамична. Грушницкий переживает быструю смену душевного настроения. Грушницкий самолюбив, малодушен, хочет прослыть храбрецом. Трусливый больше всего боится самого слова "трус". Вот почему и выстрел раздался.

Грушницкий не послушался голоса совести — "не могу". Метивший попасть в герои, Грушницкий становится жертвой собственной "драматической позы".

Трагичен финал "комедии", где Печорин и зритель, и действующее лицо. Это усиливается устаревшим словом "прах",  вместо пыль.

Такие развязки опустошают человека. У него "камень на сердце", "нервическая слабость", холодный фосфоресцирующий взгляд, "подобный блеску гладкой стали", "следы морщин, пересекающие одна другую" — следствия бесплодных угрызений совести, борьбы с самим собою. "Зачем?" — этот вопрос терзает Печорина.

"Хлопоты" Печорина показали, на что ушли лучшие силы души, раскрыли "странность в его характере, где добро смешалось с жестокостью и бессердечием.

Столкновение Грушницкого и Печорина имеет нравственно-психологическую, нежели любовную основу.

6. Интерпретация образа Грушницкого художниками: Врубелем, Непомнящим.

7. Своеобразие жанра повести. Мастерство "дневниковых" страниц романа: художественная выразительность описаний, безыскусность диалогов и "исповедей" героя, глубокий психологизм, богатство интонаций.

— Зачем Печорин ведет дневник?

— Каким видим Печорина наедине с самим собой и в обществе?

— Почему он так беспощаден в самоанализе?

— Какие страницы поражают откровенностью Печорина, какие — жестокостью, что делает его несчастным?

— Объяснение понятия "социально-психологический роман".

"Поздно вечером, т.е. часов в 11, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых местах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облако… Я сел на скамью и задумался. Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем? Что делает теперь Вера? — думал я… Я бы дорого дал, чтоб в эту минуту пожать ее руку."

— Что же это за "минута", за которую наш герой готов платить "дорого"?

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевных невзгод…

— Возможно, Печорин переживает "минуту…"?

Мы не знаем его мыслей, но ощущаем пронзительность печоринской боли. Понимаем, что он духовно превосходит окружающих и обречен на одиночество. Он "страдающий".

Оказывается, в иных случаях правильно понять "минуту" — значит уяснить целую жизнь человека.

— Но все ли сказано о минуте?

Контраст между мирно спящим городом и одинокой тоскующей душой. Он один не потому, что уже поздний час. Он всегда один, как, впрочем, и Онегин. Но грусть в нем выражена сильнее: характер Печорина деятельный, кипучий, а жизнь, окружающая его, мертва и однообразна.

"Зловещее облачко" — горькая примета грядущих невзгод и раскаяния, предчувствие чего-то рокового, зловещего.

— Почему именно в эту минуту Вера так дорога ему?

Делить веселье все готовы,

Никто не хочет грусть делить…

Вера одна из немногих, кто умеет и "грусть делить".

Печорин и "злой нрав".

"Есть минуты, когда я понимаю вампира…" А как жестоко, под личиной дружбы, он разыгрывает бедного Грушницкого.

Но "зло" в Печорине не есть проявление его истинной натуры, а свидетельство того, насколько глубоко укоренилась в нем болезненная тоска.

Основной социально-психологический конфликт романа: столкновение передовой, духовной богатой личности с обществом, в котором царит умственный застой, инертность.

Страстная тоска по идеалу, вера в свои силы, в высокое призвание Печорина. Рефлексия героя. Белинский рассматривал это как выражение определенного исторического момента, как своеобразие эпохи   30-х годов.

"Мы почти всегда извиняем то, что понимаем." Но извинять, еще не значит оправдывать. Вопрос о герое 30-х в романе ставится глубже, острее, чем в "Думе".Автор понимает, что "оскорбить" — просто! Нужно это поколение еще понять. Вот почему так подробно дается "история души человеческой".

Итак, вопрос "кто он?" логически вызвал другой: в какое время он жил?

— Что до меня касается, то я убежден только в одном, — сказал доктор.

— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

— Я богаче вас, — сказал я, — у меня, кроме того, есть еще убеждение, — именно то, что я в один прекрасный вечер имел несчастье родиться.

Оказывается, в русской истории были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, "кругом никто и ничто не звало живого человека".

Нравственные силы Печорина остались без применения, не нашли спроса и были им растрачены по пустякам.

— В чем отличие и сходство с Онегиным?

Домашнее задание: 1) Доказать, что Печорин умный, образованный, поэтичный — словом, передовой человек своего времени (увидеть в нем то, что видят Вера, Максим Максимыч, Вернер, сам автор). Это поможет понять "болезнь" времени, понять истоки печоринской грусти, те психологические тонкости, которые ставили Максима Максимыча в тупик. ("Княжна Мэри", "Фаталист").

2) Сопоставить сцены дуэли в "Евгении Онегине" и "Герое нашего времени".

3) Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой, с княжной Мэри. Способен ли он на настоящую дружбу и любовь?

4) Во всем ли прав Белинский (размышление о роли одного из предрассудков в судьбе Печорина).

— Ваше представление о Вернере.

— Почему он стал другом Печорина?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: За что они все меня ненавидят?, Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 8409 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.2/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0