Цель урока: показать, почему неизбежно столкновение Печорина с "водяным обществом"; раскрыть, в чем несовместимость главного героя и Грушницкого; углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения; формулирование понятия о жанре социально-психологического романа.
Ход урока:
1. Лексическая работа:
инертность — бездеятельность
рефлексия — размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
2. Обобщение знаний:
Почему неудачны попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: Максимом Максимычем, горцами, контрабандистами?
3. "Княжна Мэри" — чтение и анализ повести.
Конфликт повести.
— Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?
— Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?
— Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?
— Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?
— Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).
Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).
4. Печорин и Грушницкий. Понятие о ложном романтизме.
— Кто Грушницкий?
— Рассуждение Лермонтова, подтверждается ли оно в дальнейшем фактами биографии Грушницкого?
— Как понимаете фразу Печорина: "В их душе много добрых свойств, но ни на грош поэзии"?
Чем объясняется взаимная неприязнь героев и почему она приводит к дуэли?
Каким мы видим Печорина? Как он говорит?
Печорин умеет рассказать так, что "животики надорвешь от смеха". Тонко и убийственно иронизирует, чего лишен Грушницкий, который умоляет "не подшучивать" над ним.
Но с этого момента Печорин начинает подшучивать особенно язвительно.
Речь Печорина афористична: "усталость тела победит тревогу ума", "женщины любят только тех, которых не знают". Лаконизм речи усилен поэтической выразительностью.
Грушницкому недоступно истинно романтическое ощущение жизни.
Печорин любит природу (добрый, умиротворенный), а стоит спуститься на бульвар, как становится иным: недоброжелательным, отчаянным и злым. Люди для него — скучный спектакль.
Печорин чуток к слову: "бегали слезы" Мэри — чувствительность ее натуры, неопытная, доверчивая душа.
Печорин и Вера умные, проницательные люди, искушенные в психологии. В дневнике Печорина встречаются имена философов, писателей, что показывает его образованность, эрудицию.
Деятельный по натуре, Печорин лучшие силы души и ума тратит по пустякам. Как дорого платит Печорин, спасая себя от скуки.
Сам Печорин иронизирует над собой. С горьким скептицизмом он говорит о бессмысленности существования. Изнуряющее чувство пустоты толкает на любые столкновения с жизнью, на любую авантюру. Трагедия Печорина — это трагедия деятельного человека, у которого нет дела. "Я иногда презираю себя…"
Он говорит Мэри: "Я вас не люблю", — появление в ее доме для того, чтобы вызвать "презрение". Это единственное, что ей поможет.
Его интересует более острая интрига: заговор Грушницкого и его компании.
"Развязка" происходит на вершине скалы. Грушницкий намерен стрелять в безоружного.
5. Сцена дуэли. Чтение и анализ.
— Почему состоялась дуэль между бывшими приятелями?
— Какие стороны души Печорина открываются в ночь перед дуэлью и во время дуэли?
— Хотел ли Печорин смерти Грушницкого?
— Что в поведении Грушницкого подтолкнуло его на жестокое решение?
— Какие чувства испытывает Печорин после дуэли?
Сцена дуэли динамична. Грушницкий переживает быструю смену душевного настроения. Грушницкий самолюбив, малодушен, хочет прослыть храбрецом. Трусливый больше всего боится самого слова "трус". Вот почему и выстрел раздался.
Грушницкий не послушался голоса совести — "не могу". Метивший попасть в герои, Грушницкий становится жертвой собственной "драматической позы".
Трагичен финал "комедии", где Печорин и зритель, и действующее лицо. Это усиливается устаревшим словом "прах", вместо пыль.
Такие развязки опустошают человека. У него "камень на сердце", "нервическая слабость", холодный фосфоресцирующий взгляд, "подобный блеску гладкой стали", "следы морщин, пересекающие одна другую" — следствия бесплодных угрызений совести, борьбы с самим собою. "Зачем?" — этот вопрос терзает Печорина.
"Хлопоты" Печорина показали, на что ушли лучшие силы души, раскрыли "странность в его характере, где добро смешалось с жестокостью и бессердечием.
Столкновение Грушницкого и Печорина имеет нравственно-психологическую, нежели любовную основу.
6. Интерпретация образа Грушницкого художниками: Врубелем, Непомнящим.
7. Своеобразие жанра повести. Мастерство "дневниковых" страниц романа: художественная выразительность описаний, безыскусность диалогов и "исповедей" героя, глубокий психологизм, богатство интонаций.
— Зачем Печорин ведет дневник?
— Каким видим Печорина наедине с самим собой и в обществе?
— Почему он так беспощаден в самоанализе?
— Какие страницы поражают откровенностью Печорина, какие — жестокостью, что делает его несчастным?
— Объяснение понятия "социально-психологический роман".
"Поздно вечером, т.е. часов в 11, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых местах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облако… Я сел на скамью и задумался. Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем? Что делает теперь Вера? — думал я… Я бы дорого дал, чтоб в эту минуту пожать ее руку."
— Что же это за "минута", за которую наш герой готов платить "дорого"?
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевных невзгод…
— Возможно, Печорин переживает "минуту…"?
Мы не знаем его мыслей, но ощущаем пронзительность печоринской боли. Понимаем, что он духовно превосходит окружающих и обречен на одиночество. Он "страдающий".
Оказывается, в иных случаях правильно понять "минуту" — значит уяснить целую жизнь человека.
— Но все ли сказано о минуте?
Контраст между мирно спящим городом и одинокой тоскующей душой. Он один не потому, что уже поздний час. Он всегда один, как, впрочем, и Онегин. Но грусть в нем выражена сильнее: характер Печорина деятельный, кипучий, а жизнь, окружающая его, мертва и однообразна.
"Зловещее облачко" — горькая примета грядущих невзгод и раскаяния, предчувствие чего-то рокового, зловещего.
— Почему именно в эту минуту Вера так дорога ему?
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить…
Вера одна из немногих, кто умеет и "грусть делить".
Печорин и "злой нрав".
"Есть минуты, когда я понимаю вампира…" А как жестоко, под личиной дружбы, он разыгрывает бедного Грушницкого.
Но "зло" в Печорине не есть проявление его истинной натуры, а свидетельство того, насколько глубоко укоренилась в нем болезненная тоска.
Основной социально-психологический конфликт романа: столкновение передовой, духовной богатой личности с обществом, в котором царит умственный застой, инертность.
Страстная тоска по идеалу, вера в свои силы, в высокое призвание Печорина. Рефлексия героя. Белинский рассматривал это как выражение определенного исторического момента, как своеобразие эпохи 30-х годов.
"Мы почти всегда извиняем то, что понимаем." Но извинять, еще не значит оправдывать. Вопрос о герое 30-х в романе ставится глубже, острее, чем в "Думе".Автор понимает, что "оскорбить" — просто! Нужно это поколение еще понять. Вот почему так подробно дается "история души человеческой".
Итак, вопрос "кто он?" логически вызвал другой: в какое время он жил?
— Что до меня касается, то я убежден только в одном, — сказал доктор.
— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
— Я богаче вас, — сказал я, — у меня, кроме того, есть еще убеждение, — именно то, что я в один прекрасный вечер имел несчастье родиться.
Оказывается, в русской истории были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, "кругом никто и ничто не звало живого человека".
Нравственные силы Печорина остались без применения, не нашли спроса и были им растрачены по пустякам.
— В чем отличие и сходство с Онегиным?
Домашнее задание: 1) Доказать, что Печорин умный, образованный, поэтичный — словом, передовой человек своего времени (увидеть в нем то, что видят Вера, Максим Максимыч, Вернер, сам автор). Это поможет понять "болезнь" времени, понять истоки печоринской грусти, те психологические тонкости, которые ставили Максима Максимыча в тупик. ("Княжна Мэри", "Фаталист").
2) Сопоставить сцены дуэли в "Евгении Онегине" и "Герое нашего времени".
3) Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой, с княжной Мэри. Способен ли он на настоящую дружбу и любовь?
4) Во всем ли прав Белинский (размышление о роли одного из предрассудков в судьбе Печорина).
— Ваше представление о Вернере.
— Почему он стал другом Печорина?
|