Цель урока: помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
Развитие умения сопоставления анализа образов, выяснение роли художественной детали в выражении душевного состояния героя.
Ход урока:
1. Лексическая работа:
Скептицизм —
Речь афористична —
Интеллект —
2. Урок-беседа.
1. — Мое мнение о княжне Мэри.
2. — Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?
Индивидуальные задания (по группам):
а) Печорин и Вернер — Что их сближает?
— Что ценит Печорин в Вернере?
— Почему "читая в душе друг друга", Печорин и Вернер не стали друзьями?
— Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с "водяным обществом"?
— Почему так холодно они расстаются?
— Как понимаете слова Печорина о Вернере: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!"
б) Во всем ли прав Белинский?
в) Печорин и Вера — Что нового в Печорине открывают его отношения с Верой?
— Чем объясняется порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры и в сцене бешеной погони за ней?
Чтение сцены погони.
— Какие языковые средства помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?
— Что подразумевает Печорин под "обычным порядком мыслей"?
— Прочитав "исповедь" Печорина княжне Мэри, подумайте, в чем раздвоенность натуры Печорина?
г) Печорин и княжна Мэри.
— В чем и когда он ей сочувствует, когда близок к влюбленности в нее?
— Изменилась ли Мэри, полюбив Печорина?
— Что заставляет Печорина отвергнуть чувства Мэри?
Чтение сцены последнего объяснения Печорина с Мэри.
— Почему, сострадая ей, Печорин объясняется с нею "откровенно и грубо"?
2. Комментарий чтения концовки повести.
— Как в словах Белинского раскрываются желания Печорина, почему они не реализуются?
— Кто в этом виноват?
3. Сопоставление иллюстраций.
Домашнее задание: повести "Фаталист" ст. Белинского о "Герое…"
— Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?
— В чем беда Печорина?
— Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?
Где автор более сурово осуждает свое поколение?
Тема: "В… напрасной борьбе я истощал и жар души, и постоянство воли…"
"Фаталист". Трагедия жизни Печорина и его поколения.
Цель урока: помочь понять причину трагической обреченности Печорина и его поколения; авторское отношение к герою, осмыслить сюжетно-композиционную роль повести "Фаталист"; дать представление о литературном типе.
Ход урока:
1. Печорин и "Фаталист" — сюжетно-психологическая кульминация романа.
— Какое впечатление произвела повесть?
— Чем она не похожа на другие повести романа.
— К кому из героев повести относится определение, вынесенное автором в заглавие повести?
— Как поняли спор Печорина с Вуличем и каков ее исход?
— Как понимаете слова Печорина: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив: что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерть неминуема!"?
2. Проблема смысла жизни в романе Лермонтова.
Сопоставьте портретные характеристики Печорина в повестях "Княжна Мэри" и "Максим Максимыч".
— Какие внутренние изменения в Печорине, происшедшие к концу его жизни, они подтверждают?
— Какой смысл вкладывает автор в образ "жар души"?
— Как этот образ помогает понять трагедию жизни Печорина?
— Как понимаете фразу: "Жалких потомках, скитающихся по земле без убеждений и гордости…"?
— Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
— Почему Белинский назвал роман "Грустные думы о нашем времени"?
3. Отношение автора к главному герою.
— В чем разница в позициях автора и его героя?
Домашнее задание: чтение статьи Белинского "Герой нашего времени". Материал к сочинению. (основные положение статьи записать в тетрадь).
"Умная ненужность", "страдающий эгоист", "эгоист поневоле", "нравственный калека" — заключает о себе Печорин.
|