Лес осенью
Ты входишь осторожными шагами в осенний лес. Он молчалив и пуст. Хрустят сухие листья под ногами, ломаются… Их напряженный хруст
Любой твой шаг в лесу сопровождает. Твои следы утоплены в листве. …Редеет клен. Осина облетает…
В безропотном древесном существе Такая гипнотическая сила, Что стоит только пристально взглянуть, И строй души, где все так тускло было, совсем иную обретает суть.
На торжестве губительного пира Среди лесной осенней пестроты Глубинную немую тайну мира Вдруг ощущаешь судорожно ты.
И сразу же, природе на потеху, Спешишь назад, шагая широко, Туда, туда… поближе к человеку, Где даже если глупо, то легко…
(Михаил Грозовский)
Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников "За все плати душою, брат”, "Я встретил хороших людей”, "Стая белых ворон” и др.
Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над следующими вопросами:
- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения?
- Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу?
- Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, "напряженное”?
- Какими стилистическими средствами создается это чувство "напряженного” ожидания?
- Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит - о природе) можно сделать? Обратите внимание на эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности…
- Как подчеркнута завершенность 1-й строфы композиционно?
Анализ стихотворения на уроке
1.
- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием?
- Стихотворение называется "Лес осенью”. Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Стихотворение философское. Оно о человеке и природе, об их взаимном проникновении (непроникновении!), об умирании и воскрешении.
- Но описание леса есть? В какой части стихотворения?
Зачитывается первая строфа.
- Образ какого леса встает перед глазами? Лес молчалив, пуст… каждый шаг отдается в нем резким звуком…
- Почему "резким”? Что дает нам право воспользоваться таким эпитетом? Хрустят сухие ветки… Их напряженный хруст… Звуки в этом лесу – только от человека, его шагов. Обратим внимание: лес НЕ тих, а именно молчалив (олицетворение). Далее мы поймем это "молчание”.
2.
- Какое чувство рождает образ леса? Неспокойное, тревожное, это – "напряженное” ожидание.
- Какими стилистическими средствами создается это чувство? Эпитеты: "осторожные” шаги, "напряженный” хруст, "молчалив”, "пуст”… Ритмически: переброс строки, многоточия – психологические паузы…(Ритм 1-й строфы неровный. Лирический герой, осторожно входя в лес, нарушая его тишину, как будто все время прислушивается, чего-то ждет.)
Наконец, завершают 1-ю часть два коротких нераспространенных предложения, отграниченных многоточиями от остального текста (…Редеет клен. Осина облетает…) Есть в строфе еще одно короткое предложение, и оно тоже относится к описанию леса. Так будто бы сразу, средствами (пока) синтаксиса, противопоставляются два мира: мир леса – мир человека, два миросозерцания. У нас пока нет оснований сказать, что человек здесь – непрошеный, незваный гость. Но он – НЕ часть этого лесного мира, а следовательно – природы.
3.
Итак, 1-я часть, описательная, завершена: ее "замкнули” два коротких предложения. Но завершенность описания ощущается и на фонетическом уровне.
- Какое словосочетание ключевое для данной строфы? Осенний лес.
- Какие звуки из этого словосочетания повторяются во всех строках данной части?
- Какими словами строфа заканчивается? Перекликаются звуковым соответствием "осенний лес” – "осина облетает”.
Обратим внимание и на разбивку стихов по строфам: строф, в общем-то, пять (четверостиший). Но поэт вторую строфу как бы делит между двумя соседними.
- Почему?Микротема закончена. Часть 1 завершена в смысловом, стилистическом и фонетическом отношении.
4.
Зачитываем вторую строфу.
- Какое словосочетание ключевое? Гипнотическая сила.Как вы это понимаете?
- Эта сила – в лесе, в деревьях. Каким перифразом заменяется слово лес? Какова его роль? Древесное существо… Лес – живой, единый, у него своя жизнь, своя СУТЬ, (корень -СУЩ-). Стоит приглядеться, "пристально взглянуть” – откроется эта СУТЬ, которая и заворожит, загипнотизирует...
- Каким эпитетом сопровождается перифраз? Безропотный.
- Но слово "роптать” предполагает нечто, способное этот ропот вызвать. Против чего же НЕ ропщет лес?Против осеннего умирания. Он безропотно принимает судьбу (Он знает "глубинную немую тайну”.)
- Какую "иную” суть обретает строй души человека? "Тускло” – это мрачно или неясно? И что открывается человеку, чем "завораживает” его лес?
5.
Зачитываем третью строфу.
- Что же это за "глубинная тайна”, которую знает лес? Умирание – возрождение. Найдите перифраз, которым автор заменяет эти понятия. Губительный пир.
- Как называется такое словосочетание и что оно высвечивает? Оксюморон. "Губительно”, но – "пир”! Пир осени, с ее красотой, таинственной прелестью.
- Может ли человек так же "безропотно” принять эту тайну (знание)? Нет. Человек не может возродиться. Глубинную немую тайну (слышите гулкое |У| ?) он узнает, но для него она гУбительна (звуковая перекличка подчеркивает эту губительность).
- Согласитесь ли, что ключевыми для всего стихотворения являются слова "глубинная немая тайна”? Они акцентированы не только в звуковом отношении, но и в интонационном. Они выпеваются: четырехсложное, трехсложное, двухсложное слова.
6.
- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его концу? Где она становится наиболее высокой, торжественной? Третья строфа.
- А какое слово выбивается из этого лексического строя? Судорожно. К лесу или к человеку оно имеет отношение?
7.
Читаем последнюю строфу.
- Так вписался человек в мир леса? Нет. Он бежит от тайного знания, он не может смириться с ним. Это подчеркнуто и лексически (идет снижение лексики).
- Куда же бежит человек? Туда, откуда пришел. Туда, где ЛЕГКО, где можно забыть о глубинной немой тайне леса, природы, мира…
- А как природа "реагирует” на переживания человека, на его бегство? Обратим внимание на слова "природе на потеху”…
- А что дает нам право говорить в общем: "человек”? Начало: ТЫ входишь… Форма местоимения? Кто это? Это обобщенно и Я, и ТЫ…
- Тема завершена, стихотворение закончено. Как его завершенность обозначена композиционно? Ты осторожно входишь (начало) - ты спешишь назад широкими шагами (конец)…
- К какому грустному выводу о месте человека в мире природы приводит нас автор? Согласитесь ли вы с поэтом?
Перечитаем стихотворение.
|