Ученики 10–11-х классов с удовольствием читают рассказы А.П.Чехова. Дети живо воспринимают как юмористические произведения писателя, так и более серьёзные. Но каждый раз, когда приходит время изучать пьесу "Вишнёвый сад”, ребята упорно утверждают, что произведение неинтересное, скучное, что пора его исключить из школьной программы и т.п. Понимая, что права исключить мы не имеем, пришлось задуматься о том, как сделать уроки, посвящённые "Вишнёвому саду”, интересными? На помощь пришла уже известная мне технология уроков-мастерских.
В процессе занятия можно отметить основные этапы мастерской: задание I служит индуктором, мотивирующим дальнейшую деятельность учащихся. Задание II содержит фрагменты критических отзывов и элементы конструирования знаний, но не индивидуально, а в группах, в процессе социализации. Выполняя III задание, ученики "деконструируют” чеховский текст, учатся максимально сжато передавать содержание драматического произведения. На момент IV–VI задания может приходиться "разрыв” – некоторое открытие, удивление. Дело в том, что совершенно отвлечённые ассоциации ребят, оказывается, очень легко связать с чеховской пьесой. VII задание – позволяет вести разговор относительно содержания произведения и ставят некоторые проблемные вопросы, ответ на которые у каждого может быть свой. VIII задание – "вопросы Чехову”, которые создают ребята, только внешне касаются именно писателя – на самом деле это проблемы, волнующие каждого из подростков, вопросы о смысле человеческого существования. Художественный текст оказывается лично значимым. Можно спорить о необходимости 1 задания, но, во-первых, после работы с чеховским текстом оно получает дополнительные смыслы и ассоциации, во-вторых, задание кажется необходимым при временном разрыве: мастерская не обязательно должна быть проведена "на одном дыхании”. Выполняя IX задание, учащиеся должны выразить свое представление о проблемах, волновавших Чехова, об особенностях его стиля, включая лексику и интонации, способы характеристики героев и особенности авторской позиции. X задание даёт возможность выразить своё отношение к Чехову как писателю и личности. IX–X задания могут быть домашними. Или по желанию учащихся могут быть даны для доработки домой после чтения в классе и проведенной рефлексии. Общее время работы – 2 астрономических часа, то есть реально – 3 урока.
ХОД УРОКА
I. Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно?
– Запишите несколько предложений о таком состоянии или ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.
(Пример ответа ученицы: Грусть, жёлтые листья, печальные воспоминания. Ветер гонит жёлтые листья прямо на меня, печальные воспоминания не дают покоя, они, как синяя птица, улетают и снова возвращаются, принося с собой тревогу. Я не могу их уловить, поймать, они как отголосок другой жизни. Той, в которую я попадаю, когда мне становится грустно или тоскливо. Цвет моей жизни – фиолетовый. Катя Акимова.)
II. Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова.
– Прочтите и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад".
"Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".
– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы? – Совпадает ли оно с вашим? – О какой тоске говорит Горький? – Читаем и записываем другие высказывания о пьесе:
К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".
М.П.Лилина, актриса: " …мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей"
– В чем трагедия? В чем симфония? – Составьте двухчастную таблицу.
Трагедия |
Симфония |
Ответы учеников:
Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное.
Лена Золина.
Глупость людей и их пустота, Непонимание где красота, Непродуманность действий, Большой эгоизм – Это главный человеческий "изм”. Мы считаем, что вся вина В том, что вишнёвый сад продала. Если б не это – не было б бед, И всё озарял бы вишнёвый цвет. Умами людей управляет корысть, И деньги, и страсть, да прочая "Кысь”
Алена Калмыкова. |
Ответы учеников:
Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими…
Лена Золина.
Словно музыка играет, Ностальгия возникает. Чувство радости, покоя, Словно мы дрались без боя. И эмоций перепады, И красоты, и громады – Это всё внутри пылает, К чувствам сладким призывает. Вся симфония для нас – Это музыка без фраз. Рядом альт и контрабас (То Раневский энд Лопахин), Тихо скрипка шелестит – Это Варя так грустит. Можно сей продолжить ряд – Не попасть бы невпопад.
Алена Калмыкова. |
Обобщаем записи в таблице.
III. Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада"
– Как при этом выглядит пьеса? – Чем она может быть интересна?
IV. Работа с ассоциациями
– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".
Запись ассоциаций. Чтение вслух.
(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)
V. Работа с заголовком пьесы
– Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом? – Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду. – Что роднит героев в их отношении к саду? – Что различно?
VI. Место вишневого сада в системе образов пьесы
– Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы? – Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему? – В чём его символичность?
VII. Обращение к цитате З.Паперного
"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".
– Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?
VIII. "Вопросы к Чехову"
– Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух.
IX. Стилизация
– Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений, сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст (несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова".
– Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые ставит Чехов в своих произведениях?
X. Чехов и я. Сочинение-миниатюра
Ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?
XI. Рефлексия
– Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять? – Что было сложно? – Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас? – Ваши вопросы и пожелания. |