Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 18:22:19
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"
25.02.2009, 13:19:51

Ученики 10–11-х классов с удовольствием читают рассказы А.П.Чехова. Дети живо воспринимают как юмористические произведения писателя, так и более серьёзные. Но каждый раз, когда приходит время изучать пьесу "Вишнёвый сад”, ребята упорно утверждают, что произведение неинтересное, скучное, что пора его исключить из школьной программы и т.п. Понимая, что права исключить мы не имеем, пришлось задуматься о том, как сделать уроки, посвящённые "Вишнёвому саду”, интересными? На помощь пришла уже известная мне технология уроков-мастерских.

В процессе занятия можно отметить основные этапы мастерской:  задание I служит индуктором, мотивирующим дальнейшую деятельность учащихся.
Задание II содержит фрагменты критических отзывов и элементы конструирования знаний, но не индивидуально, а в группах, в процессе социализации.
Выполняя III задание, ученики "деконструируют” чеховский текст, учатся максимально сжато передавать содержание драматического произведения.
На момент IV–VI задания может приходиться "разрыв” – некоторое открытие, удивление. Дело в том, что совершенно отвлечённые ассоциации ребят, оказывается, очень легко связать с чеховской пьесой.
VII задание – позволяет вести разговор относительно содержания произведения и ставят некоторые проблемные вопросы, ответ на которые у каждого может быть свой.
VIII задание – "вопросы Чехову”, которые создают ребята, только внешне касаются именно писателя – на самом деле это проблемы, волнующие каждого из подростков, вопросы о смысле человеческого существования. Художественный текст оказывается лично значимым. Можно спорить о необходимости 1 задания, но, во-первых, после работы с чеховским текстом оно получает дополнительные смыслы и ассоциации, во-вторых, задание кажется необходимым при временном разрыве: мастерская не обязательно должна быть проведена "на одном дыхании”.
Выполняя IX задание, учащиеся должны выразить свое представление о проблемах, волновавших Чехова, об особенностях его стиля, включая лексику и интонации, способы характеристики героев и особенности авторской позиции.
X задание даёт возможность выразить своё отношение к Чехову как писателю и личности.
IX–X задания могут быть домашними. Или по желанию учащихся могут быть даны для доработки домой после чтения в классе и проведенной рефлексии.
Общее время работы – 2 астрономических часа, то есть реально – 3 урока.

ХОД УРОКА

I. Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно?

– Запишите несколько предложений о таком состоянии или ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.

(Пример ответа ученицы: Грусть, жёлтые листья, печальные воспоминания. Ветер гонит жёлтые листья прямо на меня, печальные воспоминания не дают покоя, они, как синяя птица, улетают и снова возвращаются, принося с собой тревогу. Я не могу их уловить, поймать, они как отголосок другой жизни. Той, в которую я попадаю, когда мне становится грустно или тоскливо. Цвет моей жизни – фиолетовый. Катя Акимова.)

II. Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова.

– Прочтите и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад".

"Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".

– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем и записываем другие высказывания о пьесе:

К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

М.П.Лилина, актриса: " …мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей"

– В чем трагедия? В чем симфония?
– Составьте двухчастную таблицу.

Трагедия

Симфония

Ответы учеников:

Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное.

Лена Золина.

Глупость людей и их пустота,
Непонимание где красота,
Непродуманность действий,
Большой эгоизм –
Это главный человеческий "изм”.
Мы считаем, что вся вина
В том, что вишнёвый сад продала.
Если б не это – не было б бед,
И всё озарял бы вишнёвый цвет.
Умами людей управляет корысть,
И деньги, и страсть, да прочая "Кысь”

Алена Калмыкова.

Ответы учеников:

Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими…

Лена Золина.

Словно музыка играет,
Ностальгия возникает.
Чувство радости, покоя,
Словно мы дрались без боя.
И эмоций перепады,
И красоты, и громады –
Это всё внутри пылает,
К чувствам сладким призывает.
Вся симфония для нас –
Это музыка без фраз.
Рядом альт и контрабас
(То Раневский энд Лопахин),
Тихо скрипка шелестит –
Это Варя так грустит.
Можно сей продолжить ряд –
Не попасть бы невпопад.

Алена Калмыкова.

Обобщаем записи в таблице.

III. Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада"

– Как при этом выглядит пьеса?
– Чем она может быть интересна?

IV. Работа с ассоциациями

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".

Запись ассоциаций. Чтение вслух.

(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)

V. Работа с заголовком пьесы

– Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?
– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.
– Что роднит героев в их отношении к саду?
– Что различно?

VI. Место вишневого сада в системе образов пьесы

– Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?
– Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?
– В чём его символичность?

VII. Обращение к цитате З.Паперного

"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".

– Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?

VIII. "Вопросы к Чехову"

– Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух.

IX. Стилизация

– Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений, сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст (несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова".

– Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые ставит Чехов в своих произведениях?

X. Чехов и я. Сочинение-миниатюра

Ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?

XI. Рефлексия

– Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?
– Что было сложно?
– Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?
– Ваши вопросы и пожелания.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, Урок-мастерская построения знаний и, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 4122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0