Литературная беседа. План:
I. 1. Слово учителя о Сергее Есенине. Не биографию, а тайну души, тайну личности поэта предстоит узнать из его стихов. 2. Что о Сергее Есенине вы можете дополнить? 3. Что он сам о себе поведал? 4. Грустными или жизнеутверждающими показались вам его стихи? (Откуда они, эти чувства, откуда такой талант?) 5. Размышления над стихами Сергея Есенина. - тематика стихотворений - сообщения - стихи - композиция 6. Анализ стихотворения: «Закружилась листва золотая»
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблён в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок - ветер по самые плечи Заголил на берёзке подол.
И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрёт бубенец.
Я ещё никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость - Всё любя, ничего не желать?
1918 год.
- Определить поэтику есенинских строк - Итак, только ли о природе оно? - Ваши ассоциации 7. Вывод: одна из особенностей лирики Есенина её исповедальность, монологичность («говорить наедине с читателем» М. Горький) - Вы согласны с ним?
II. Есенин как человек и поэт в сознании современников и читателей. - каков он? - Близок ли вам, поколению XXI века, Сергей Есенин? - Каким вы его увидели в его стихах? - Есенин в стихах и в к/ф «ЕСЕНИН» - Каков ваш Есенин? - Современен ли Есенин сегодня?
III. Чтение д/з «Мой Есенин»
IV.1. Как мы озаглавим свою литературную беседу? ТЕМЫ: - Звезда большая, неугасимая. - «Родник родной земли» - «Отговорила роща золотая» (М. Осоргин) - «Любить, как любит наша кровь…» - Мужество лирической исповеди. - Могучая сила таланта. - Чудный свет поэзии Есенина.
2. Заключения: Движется, живёт по своим законам мир поэзии… Имя одной из таких звёзд, в прекрасном, лучезарном, в бессмертном поэтическом созвездии России - Сергей Есенин. Оно - вечно. «Он один и навсегда» (К/ф)
V. Задачи: 1. умение найти нужное в большом объёме 2. закреплять литературные знания и развивать связанные с ним конкретные читательские умения. 3. развитие связной речи. 4. умение делать выводы, обобщения.
VI. Оборудование:
1. Использование компьютерного класса. 2. Презентация фотографий Сергея Есенина. 3. Использование биографического материала из газет, из книг исследователей творчества Сергея Есенина (Ю. Прокушева, С. Кошечкина, А. Энтеля и других авторов.) 4. Просмотр к/ф «ЕСЕНИН» режиссера И. Зайцева.
Нравственный кодекс юного Есенина.
1. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение Гений для меня - человек слова и дела.
2. Живи так, как - будто сейчас же должен умереть, ибо это есть лучшее стремление к истине.
3. Зачем завидовать тому, кто обладает талантом, - я есть ты, и мне доступно все, что доступно тебе.
4. Не избегай сойти с высоты, ибо не почувствуешь низа и не будешь о нем иметь представление.
Посвящается памяти Сергея Есенина
Поэт великий, божья дудка Тут и сомнений даже нет Он был поэт - это не шутка Он замечательный поэт.
Писал о родине - России Был он, любим и нелюбим «Брильянтом» был он для России Весь мир гордился «золотым»
Надёжно сохранило время Его стихи. Останется навек Завет для будущего племя Каким быть должен человек.
Им восторгаться можно вечно С теченьем лет он будет жить. В сравненье с камнем долговечным В сердцах он долго проживёт.
Павел Захаров.11 «Б» класс.
Подражание Сергею Есенину.
В этот зимний и холодный день Меня греет мамина у лыбка. В этот день с тобой ругаться лень. Для меня ты - золотая рыбка.
В декабре ты создала меня, Родила такого разгильдяя. Но этот день сегодня для тебя, На тебя смотрю и поздравляю.
Без тебя мне не прожить и дня, Без твоих объятий и улыбок. Таким, как есть, ты принимай меня. Прости мне множество ошибок.
Тебя, любимая моя, Люблю сильнее всех на свете. С уверенностью знаю я: С тобой мы будем вместе!!! |