Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 19.05.2024, 02:37:00
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ рассказа И.С. Тургенева "Свидание"
[ Скачать с сервера (183.3 Kb) ]02.03.2009, 15:29:55

Цель работы через яркие, выразительные художественные  детали, композицию, пейзаж   к   раскрытию идейного замысла  рассказа, авторской позиции. 

Ход урока

«Свидание» - рассказ о растоптанном чувстве любви, произведение, пронизанное скорбным чувством писателя, дыханием наступающей осени, увядающей природы.

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Но по рассказу "Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича ("лгун”, "обманщик”, "предатель”, "мерзавец”), но не пощадили и Акулину: Сама виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину.  Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

”Избалованный камердинер”, "коротенькое бронзового цвета пальто с барского плеча”, "притязание на... щегольскую небрежность”, "красные и кривые пальцы, украшенные серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы”, "Лицо его, румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу тех лиц, которые возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам”. Крошечные молочно-серые глазки, желтые волосики, туго завитые, тупой нос, лоб узенький. Самодовольная улыбка. Часы, цепочка, лорнет - подражает барину во всем.

Старание "придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”, "ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её "беглым и равнодушным взглядом”.Вот он "величественно провел рукой по густым, туго завитым волосам...бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

"Она была очень недурна собой”. "Вся её головка была очень мила”. Рассказчик явно сочувствует ей, видя, как она, "задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени”, ожидала своего возлюбленного. Симпатия к героине и сочувствие ей проявляются и в портрете Акулины: "густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета”, "белый, как слоновая кость лоб”, "побледневшие губы”. "Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром кожа, глаза большие”...

Когда она услышала звук приближающихся шагов, "встрепенулась, её внимательный взор задрожал, зажегся ожиданием”. А когда появился Виктор, "она огляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся , побледнела, смутилась - и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У Шекспира: "все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Вызывает он отвращение и у рассказчика. Виктор - раб и деспот. Иван Сергеевич Тургенев изобразил натуру высокомерную, желающую показать свое превосходство и власть над девушкой, натуру примитивную, наглую, жестокую.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор не обращает внимание на нее.

После сообщения о том, что он завтра уезжает в Питер с барином, она заплакала, а он оборвал её: "...пожалуйста, Акулина, не плачь, ты знаешь, я этого терпеть не могу (и он наморщил свой тупой нос). А то я сейчас уйду ... Что за глупости - хныкать!”

На мольбу не забывать её, он отвечает: "...я тебя не забуду, - не-ет! (И он спокойно потянулся и опять зевнул)”.

Что может нам сказать это "зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

- Акулине не от кого ждать сочувствия. Отец, возможно, когда узнает обо всем, побьет её. Но герой спокоен, когда она говорит об этом, он продолжает лежать на спине, "подложив руки под голову и отчитывая Акулину: "...вздору не говори. Я тебе добра желаю... Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать... Все же ты без образованья, - стало быть, должна слушаться, когда тебе говорят”.

Вот некоторые из вас осудили Акулину за то, что она поверила Виктору. Но, читая светлые тургеневские строки об Акулине, и, вероятно, поверили писателю. Как же Акулина, девушка с таким верным, преданным сердцем, способным на глубокое, самоотверженное чувство, могла полюбить негодяя, человека - пустышку?

- Она не могла представить, что он её обманет.

- Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.

- Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо, неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Лакейская щегольская внешность Виктора, накрахмаленные рукавчики, золотые и серебряные кольца с незабудками из бирюзы - барские подачки, небрежно пренебрежительный тон, усвоенный от барина, -  все это ослепило Акулину, поразило её чем-то никогда невиданным и неслыханным в деревне, непохожим на знакомую ей мужицкую "серость”. Акулина, действительно, не сумела разглядеть гнилое нутро Виктора; она даже охотно признает свою необразованность, хотя Виктор со всем своим холопским лоском не стоит и мизинца её.

Как отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и Виктора?.

- Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

- Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и растоптал цветы.

- Акулина их с такой любовью собирала, а он  ничего и не понял.

- Васильки - это тургеневская деталь в рассказе, но такая важная (учитесь замечать такие детали в произведениях) Букетик васильков так же прост и скромен, как проста и скромна сама девушка. Так же, как васильки, растерзано и растоптано её доверие, её первое, самоотверженное чувство. Теперь вы поймете, может быть, почему рассказчик бережно хранит эти засохшие васильки.

- Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе деревенской девушки.

Это, конечно, верно, но есть и еще причина: Акулина проста и чиста, как этот пучок полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные васильки Акулины.

Наконец, сцена прощания, когда героиня умоляет "...хоть бы словечко... чем я заслужила? ...хоть бы словечко...”

Что скрывается за этим многоточием?

  • Наверное, она плачет, всхлипывает.
  • Голос её прерывается. Акулина повторяет(«хоть бы словечко», главное для нее доброе слово на прощание.

Какова же реакция героя?

  • "Ну, зарядила одно и то же, - промолвил он с досадой и встал”
  • Её отчаяние раздражает его, он разразился почти бранью: "Чего ты хочешь? Ведь я на тебе жениться не могу? ведь не могу? Ну, так что ж ты хочешь от меня? Чего?”
  • Слезы не трогают Виктора "Ну, так и есть, пошла плакать,- хладнокровно промолвил Виктор, надвигая сзади картуз на глаза”.
  • "Припевай, припевай”,- так отвечает он на её вопрос: "И что же со мной будет, что станется со мной, горемычной?”.

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас равнодушными.  

  • Надрывающие грудь рыдания сотрясали её ,"она повалилась лицом на траву и горько заплакала... Все её тело судорожно волновалось... Долго сдержанное горе хлынуло, наконец, потоком” (это кульминация рассказа)
  • Поведение героя поражает нас своим цинизмом и бессердечием: "Виктор постоял над ней, постоял, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами”.

Развязка рассказа: "Она притихла, подняла голову, вскочила, оглянулась и всплеснула руками; хотела, было бежать за ним, но ноги у ней подкосились - она упала на колени...”

 В чем же идея этого рассказа?

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей тупого, ограниченного, самодовольного человека. И эта драма тем более сильна, что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю. Он дважды крепостной человек. Раб в душе. Одно из прекраснейших чувств (любовь) оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с "пожирающим внимание, слегка раскрыв губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира, удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от деревенской "серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

  • Прекрасное чувство Акулины разбивается об эгоистическое чувство Виктора.
  • Драма её в том, что она в любимом не все поняла. Как часто бывает в жизни, что мы влюбляемся не в реальность, а в мечту, идеал, которые мы сами же создаем.
  • Раскрытию идеи помогает пейзаж.
  • Впечатление от рощи - впечатление и от характеров героев.
  • Березовая и осиновая роща. В изображении деревьев автор использует параллелизм. Эта изумительная картина создает музыкальный эстетический фон повествования. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем черты Виктора: "металлический звук, бронзового цвета листья”. Березка символизирует Акулину.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, "Мелкий дождик”, но она вся светится.

  • Начало рассказа: "внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась...”
  • Что вы чувствуйте?
  • Пронзительная тишина. Гармония. Неужели это может быть разрушено?

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик, разрушает царство гармонии и красоты.

  • Последние 2 абзаца зачитывают ученики. Что изменилось? Увядающая природа, ворон - символ несчастья, приближение холодной зимы.  Все эти нерадостные картины перекликаются с судьбой Акулины. Горько и страшно становится читателю за девушку.
  • Каким человеком представляется сам рассказчик ? - Чуткий, душевный. Как глубоко тронуло его сердце драма Акулины!

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он "не выдержал и бросился к ней”. Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова, которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся.. Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

  1. Виктор. Вопросы, над которыми они работают: Почему так много одежды в описании внешности? Портретная характеристика героя. Как он держится, говорит? Как он относится к Акулине?
  2. Акулина. Портрет героини. Почему так мало одежды в описании внешности? Почему она полюбила такого, как Виктор, в чем её драма? Выводы. Рисунки.
  3. Пейзаж. Березовая роща, осиновая роща. Как описание природы помогает раскрытию идейного замысла рассказа? Выводы. Рисунки.
  4. Рассказчик. Что известно о рассказчике? Как он относится к главным героям? Композиция. Выводы.
  5. Этапы сюжета. Вступление. Завязка. Кульминация. Развязка. Тема. Идея.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, Анализ рассказа И.С. Тургенева Свид, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 2662 | Загрузок: 199 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0