Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Технология: мастерская, диалоговая.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи "Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля "Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина "Месса папы Марчелло”
Х О Д У Р О К А
Эпиграф урока:
Лермонтов безмерно рисковал, Вызывая недругов к барьеру. И когда не принимал похвал И не ставил в грош свою карьеру.
Рисковал над начатым листом, Чтоб душой с другими поделиться. Но особый риск таился в том, Чтоб в себе хранили те страницы.
Рисковал, когда являлся в свет, Потому что был остер в беседах. Не красавец, но лихой корнет, Поразивший смертью напоследок.
Андрей Дементьев.
1. Слово учителя.
(Читаю эпиграф урока).
Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: "Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
2.
Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения "Ангел”, "Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.
Стихотворение "Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. "Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение "Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятия нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.
- Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?
(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)
"Ангел”
Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…
(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение "Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
- Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
3. Работа с печатной тетрадью.
Стихотворение |
Строфа |
Основная мысль |
Настроение |
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. |
1 |
Ангел летел и пел. |
Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти |
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. |
2 |
Песня ангела о Боге. |
Печальное, легкая грусть, |
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой |
3 |
Ангел несет на землю душу |
Теплое. Уютное, немного тревожное |
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. |
4 |
Душа помнит песню ангела |
Печаль о прошлом. |
- С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?
(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)
Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.
- Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.
- Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)
- Определите рифму (мужская)
- Какая рифмовка стихотворения? (смежная)
4. Культуроведческий аспект.
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля "Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью "Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это "Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению "Ангел”?
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)
- И вот, под впечатлением стихотворения "Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение "За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)
За все тебя, Господь, благодарю! Ты, после дня тревоги и печали, Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали. Я один и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в ней Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень. И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознанье, Что я один в безмолвном созерцанье, Что всем я чужд и говорю – с тобой.
5.
В отличие от юношеского "Ангела”, "Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, "Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: "Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения "Молитва”.
В минуту жизни трудную Теснится в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?
- В каком случае человек обращается к молитве?
- Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает "я” лирического героя?
(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).
Итог урока.
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?
В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова "Выхожу один я на дорогу”.
Домашнее задание:
- Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
-
Написать эссе на тему: "Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
Печатная тетрадь.
Словарь урока:
- Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
- Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
- Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках. В которую на жар кладется ладан.
- Молитва – У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу . к Святым.
Энциклопедическая статья:
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910), русский живописец. («Демон сидящий» 1890г. «Сирень», «Царевна Лебедь», «К ночи», все 1900г.; «Демон поверженный», 1901 г., книжные иллюстрации, эскизы для декоративной скульптуры.)
Леонардо да Винчи (1452 – 1519), итальянский живописец, график, скульптор, архитектор, ученый и инженер, представитель Возрождения (роспись «Тайная вечеря», в церкви Санта – Мария дела Грация в Милане. 1495-1497 гг.; картина «Мадонна в гроте», 1483-1494 гг. «Мадонна с Младенцем», «Джоконда», около 1503 г. Автор многочисленных исследовании, открытий и проектов.
Палестрина Джованни Пьерлуиджи (около 1525 – 1594), итальянский композитор, мастер полифонии (многоголосие, где все голоса равноправны). Автор месс (свыше 100), мотетов (свыше 370), мадригалов.
М.Ю.Лермонтов «Ангел»
Текст |
Строфа |
Основная мысль |
Настроение |
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой. |
|
|
|
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была. |
|
|
|
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов но живой. |
|
|
|
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли. |
|
|
|
|