Цель: 1) помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов 2) учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам 3) воспитывать любовь к родному краю и русскому слову
Этапы урока: 1. Беседа 2. Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Приход весны» 3. Анализ стихотворений А.К.Толстого «Край ты мой…», «Благовест» 4. Чтение стихов южноуральских поэтов 5. Подведение итогов. Домашнее задание
Оборудование: записи классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского), записи «голосов» природы; репродукции картин русских художников-пейзажистов, портреты поэтов
Ход урока
Беседа. Учитель: Ребята, любите ли вы читать 7 -А кто из вас любит читать стихи, в частности, стихи о природе7 -Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов, писателей, да и не только они, посвящают природе свой произведения? (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями) -Как же подобное происходит в поэзии? Попытаемся в этом разобраться на сегодняшнем уроке. Предлагаю послушать 2 музыкальных отрывка :звуки леса, затем фрагмент из «Времен года» - Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? ( В звуках леса воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесе П.И.Чайковского мы слышим восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы) -Сходную цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру природы и людям. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики является В.А.Жуковский (показываю портрет поэта) Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Приход весны» Ученик читает стихотворение «Приход весны» Анализ: - Какова тема этого стихотворения? - Какие признаки весны увидел поэт? - С чем сравнивает приход весны автор и почему? - С помощью какого выразительного средства человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения?
Учитель: стихотворения А.К.Толстого знакомы нам всем с детских лет. Помните: «Колокольчики мои, цветики степные» или «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (показываю портрет А.К.Толстого) Ученик читает стихотворение А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край!...» Анализ: - Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова? - Какой образ становится в стихотворении главным? - С чем он ассоциируется в произведении? - Какая картина складывается в вашем воображении при чтении этого стихотворения? (словесно нарисуйте ее) - Как поэт передал свое чувство любви к родному краю? - Определите размер стиха
Ученик читает стихотворение «Благовест» Учитель: прежде чем приступить к анализу данного стихотворения, необходимо провести словарную работу. благовест – колокольный звон перед началом церковной службы благая весть – добрая благостный – приятный, успокаивающий каяться – 1)исповедоваться в грехах 2)сожалеть о содеянном отрекаться – отказываться звон призывный через могилы – рядом с храмом традиционно располагалось кладбище благодать – ниспосланная свыше сила
Анализ: - Что напоминает своим ритмом это стихотворение? - Какие образы увидели вы в нем? - Как называет автор свой «край родимый»? Как вы это понимаете? - Какие чувства испытывает лирический герой? В какой строфе особенно ярко это видно? - Почему автор дал такое название стихотворению?
Обобщающее задание Учитель: Рассмотрите пейзажи, представленные на выставке. Какой из них соответствует какому-либо из прочитанных нами стихотворений по содержанию, по настроению? Южноуральские поэты, как и поэты 19 века, любят свой родной край и передают в своих стихах всю безграничную любовь к ней
Стихи о природе южноуральских поэтов (читают учащиеся)
Домашнее задание: написать эссе «Для чего нужна пейзажная лирика»
|