Цели: 1.дать характеристику эпохи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»; 2.развивать умение внимательного, осмысленного чтения текста («вчитывания»), интерес к исследовательской работе; 3.развивать навыки аналитического чтения, активизировать мыслительную деятельность, умение анализировать и сопоставлять, умение делать выводы на основе полученных данных; 4. воспитывать интерес к чтению произведений художественной литературы и к творчеству И.С.Тургенева.
Оборудование: ЦОР, фрагмент фильма «Отцы и дети» режиссера В. Терентьева.
Ход урока: 1.Организационный момент. Запись в тетрадь темы и задач урока.
2.Проверочная работа. Мониторинг учебных достижений учащихся
3.Аналитическое чтение 3–ей главы. Назовите время действия в романе. –Что это за эпоха? –Каково положение крестьян в это время? –Как продвигается вперед дело «великих реформ»? –Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками?- на эти вопросы мы ответим, проанализировав 3–ю главу, начиная со слов: « Места, которым они проезжали…» (Чтение текста осуществляется подготовленным учеником)
–Каков пейзаж? Как изображает его писатель? Вначале изображение очень строгое, отсутствуют яркие эпитеты, почти нет эмоциональных слов, с помощью которых писатель, горячо любящий природу, так хорошо умел передать ее жизнь.(«Записки охотника») Это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя красочными описаниями природы, ему нужно сконцентрировать это внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформ. Как только в поле зрения художника попадает крестьянин и его деятельность, характер изображения меняется. Писатель не скупится на подробности, выдающие тягостное и тоскливое положение:
ОБРЫТЫЕ БЕРЕГА–брали глину для нужд, ХУДЫЕ ПЛОТИНЫ–крупные строить было не под силу,а маленькие – плохи, РАЗМЕТАННЫЕ КРЫШИ–солому брали на корм скоту… Бедность и нищета чувствуются во всем: НЕ РУБЛЕНЫЕ САРАИ, А ПЛЕТЕННЫЕ ИЗ ХВОРОСТА,ДА И ТЕ ПОКРИВИВШИЕСЯ ЗЕВАЮЩИЕ ВОРОТИЩА ОПУСТЕЛЫЕ ГУМНА… Все пусто: ни соломы, ни хлеба. Даже в церкви запустение: НАКЛОНИВШИЕСЯ КРЕСТЫ ОТВАЛИВШАЯСЯ ШТУКАТУРКА РАЗОРЕННЫЕ КЛАДБИЩА… Сердце Аркадия сжималось, как оно сжималось и у читателей. Дав косвенные признаки обнищания крестьян, Тургенев переходит к непосредственному их изображению:
МУЖИЧКИ ОБТЕРХАННЫЕ–оборванные, одетые в отрепье. Употребление диалектных слов вместо общеупотребительных придает изображению местный колорит и помогает избежать цензурных изъятий.
Сравнение придорожных ракит с нищими в лохмотьях, стоящее сразу после упоминания ОБТЕРХАННЫХ МУЖИЧКОВ усиливает тягостное впечатление от страшной бедности, обездоленности крестьянства. ИСХУДАЛЫЕ,СЛОВНО ОБГЛОДАННЫЕ, КОРОВЫ вновь напоминают о голоде. БЕЛЫЙ ПРИЗРАК БЕЗОТРАДНОЙ, БЕСКОНЕЧНОЙ ЗИМЫ С ЕЕ МЕТЕЛЯМИ, МОРОЗАМИ И СНЕГАМИ– как символ последних лет крепостного права.
–К какой мысли приводит нас писатель?
ВЫВОД: Все художественные средства подчинены одной цели: показать невыносимую жизнь крестьян. Средства даны таким образом, что становиться ясно – преобразования необходимы.
4.Функции пейзажа. Вспомните функции пейзажа. (1.описание места действия; 2.создание нужного настроения; 3.воздействие природы на формирование личности героя.) –Какова же функция этого пейзажа? С одной стороны, можно сказать, что он призван создать нужное настроение. Но как понять, какое именно настроение хотел создать писатель у читателя? Может–грустное : от тягостного положе–ния крестьян,а может– настроение радости от весеннего преображения при– роды? Писатель действует в строгом соответствии с целями создания этого пейзажа:он отбирает лишь то, что прямо или косвенно связано с жизнью чело века. Такой пейзаж называется социальным. Запишите в тетрадь новую функцию пейзажа.
Запись в тетради. Пейзаж имеет еще одну функцию– социальную. Для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло–серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.
–Но писатель полон оптимизма: его увлекает и захватывает жизнь природы и отвлекает от грусти и раздумий. Тургенев отдается очарованию весны, отчего резко меняется и настроение у героя и читателя. Тот же пейзаж, но как заиграл он всеми красками…Таким образом весь пейзаж создает ощущение гармонии.
А теперь вернемся к разговору Николая Петровича и Аркадия. –Зачитайте этот разговор по ролям. –Как понять этот разговор? Земля уже распределена: помещик знает, какая земля достанется крестьянам, а какая останется в его собственности. Он соблюдает свои интересы: мужик получает не лес, а пеньки (лес продан). Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный помещик! Крестьяне же по–своему борются с таким положени- ем – оброка не платят. Это бунт, вызови помещик войска – и кровопролития не избежать… Но Николай Петрович не решается прибегнуть к силе(«будут же они когда–нибудь платить»).
5.Выводы. Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. 1.Каково же положение крестьян накануне отмены крепостного права? 2.Как продвигается вперед дело «великих реформ»? 3.Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками? Во–первых, положение крестьян бедственное. Во–вторых, каждая сторона соблюдает свои интересы, поэтому вряд ли все смогут быть довольны результатами этих реформ. В–третьих, крестьяне уже не платят оброк, а помещики боятся применить силу, надеясь, что в свой срок все благополучно разрешится
6.Закрепление и проверка усвоенного на уроке. Сейчас вашему вниманию предлагается фрагмент фильма «Отцы и дети», режиссера Владимира Терентьева. Ваша задача– установить, удалось ли режиссеру воплотить замысел автора произведения или он предложил свое видение эпизода, анализ которого мы сегодня произвели. В фильме Терентьева пейзаж утратил свою социальную функцию и передает красоту и простор родной земли.
7.Домашнее задание. 1.выучить материал урока, 2.дать характеристику семьи Кирсановых.
|