Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 11:21:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ стихотворения И.А. Бунина "Помню – долгий зимний вечер"
24.03.2009, 11:03:34

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

В.Г. Белинский.

Ход урока

1. Слово учителя.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор "Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

"Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

- Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

- Что вы себе представляли, слушая музыку?

Вывод:

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке : она не столько рассказывает, сколько пробуждает "добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

- Обращение к эпиграфу.

- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

- Какая картина возникает в вашем воображении?

- Что вы "видите” в ней?

- Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

- Как нужно читать стихотворение?

7. Построчный анализ стихотворения.

- Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

- Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

- что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? ("Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

- Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?("Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? ("шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; "полдневный летний зной”, "шум берез”, "золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия "медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

- Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение "я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

- обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

- каким я представляю себе лирического героя.

- что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 6719 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0