Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 17:57:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино"
26.03.2009, 22:15:16

Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?

- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа  представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.

Сколько строф описывают Бородинское сражение?

- 3 строф.           

Из скольких строк состоит каждая строфа?

Из 7 строк.

Одинаково ли количество слогов в каждой строке?

Нет. Есть строки, в который 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.

 Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?

Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.

Какие строки в строфе рифмуются?

- 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое  стихотворное пространство.

С какой интонацией следует читать 3 строфу?

- Медленно, неторопливо.

Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?

- Долгий повторяющийся  звук (О) (долго, молча,  досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).

Во 2 и в 3  строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?

- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.

Чему посвящены 4-9 строфы?

Ожиданию боя.

С какой интонацией следует читать эти строфы?

- С интонацией растущего напряжения.

Слова, какой лексической группы здесь встречаются?

- Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй,  безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важности предстоящего события.

Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?

- Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.

Какие слова- эпитеты использует автор , описывая полковника?

« Сверкнув очами», « рожден... хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает  верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.

Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики « Очами, Булатом, Сражен».  Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ « Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы « умремте – умирали - умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?

Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свою жизни, ради  Отчизны.

Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?

Чаще всего встречаются глаголы,  они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).

Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?

Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.

 
Какие слова помогают «услышать» звук боя?

- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».

Какие звуки речи помогают услышать бой?

Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).

Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?

« Мусье»-  просторечное, уничижительное слово.

«Басурмане»- по словарю Даля « всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором - это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.

Как построено стихотворение?

Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.

Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению  живость и простоту?

 - Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.

Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения наизусть, определить, каким  размером написано стихотворения.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: Конспект урока по русской литератур, Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтов, в помощь учителю-словеснику, литература в школе, скачать бесплатно
Просмотров: 2320 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0