Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?
- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.
Сколько строф описывают Бородинское сражение?
- 3 строф.
Из скольких строк состоит каждая строфа?
Из 7 строк.
Одинаково ли количество слогов в каждой строке?
Нет. Есть строки, в который 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.
Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?
Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.
Какие строки в строфе рифмуются?
- 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.
С какой интонацией следует читать 3 строфу?
- Медленно, неторопливо.
Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?
- Долгий повторяющийся звук (О) (долго, молча, досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).
Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?
- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.
Чему посвящены 4-9 строфы?
Ожиданию боя.
С какой интонацией следует читать эти строфы?
- С интонацией растущего напряжения.
Слова, какой лексической группы здесь встречаются?
- Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важности предстоящего события.
Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?
- Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.
Какие слова- эпитеты использует автор , описывая полковника?
« Сверкнув очами», « рожден... хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.
Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики « Очами, Булатом, Сражен». Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ « Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы « умремте – умирали - умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?
Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свою жизни, ради Отчизны.
Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?
Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).
Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?
Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.
Какие слова помогают «услышать» звук боя?
- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».
Какие звуки речи помогают услышать бой?
Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).
Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?
« Мусье»- просторечное, уничижительное слово.
«Басурмане»- по словарю Даля « всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором - это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.
Как построено стихотворение?
Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.
Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?
- Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.
Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения наизусть, определить, каким размером написано стихотворения. |