Обучение анализу стихотворения.
Предварительное Д/З: нарисовать иллюстрации к стихотворению.
Ход урока
Разминка:
-
Подберите эпитеты к словам: небосвод, огонь, птица
-
Ищем метафоры: сердце,стиплер,пирамида лёд,облака аристократ
-
Подберите глаголы-олицетворения: ружьё, кресло
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Заболоцкого "Журавли”. Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Чтение стихотворения.
Что вы испытывали, слушая стихотворение?
Реализация Д/З:
- Какие иллюстрации вы выполнили? Почему именно эту картину нарисовали? Почему стало возможным нарисовать иллюстрации?
Запишем в тетради: "К этому стихотворению можно сделать иллюстрацию, потому что…”
- Какие строфы не смогли изобразить? Почему?
- Мы должны разобраться, какое значение имеют данные строфы в стихотворении, проследить за движением чувств в стихотворении, ответить на вопрос: "О чём заставляет задуматься стихотворение?”
Анализ стихотворения:
- Сколько строф в стихотворении?
- Можно ли проследить сюжет в стихотворении?
- На сколько частей и почему можно разделить стихотворение? Озаглавить каждую часть строчками из стихотворения. (6 частей, в каждой своё настроение, сгруппируем глаголы, которые показывают смену картины)
Запишем в тетради: "Композиционно стихотворение делится на…, так как…”
Анализ по частям: после каждой части делаем запись в тетради "Первая (вторая, третья…) часть стихотворения вызывает чувства…Помогает их выразить… ”
Часть 1
-
Какую картину мы видим? С какой интонацией нужно читать эту часть?
-
Каков центральный образ этой части?
-
Кто такой вожак?
-
Какую роль играет олицетворение "немногочисленный народ”?
-
Как вы понимаете эпитет "отеческая земля”?
-
Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
-
Что помогает создать эти чувства? (метафора "утопая в небе”, эпитет "серебряные крылья”, аллитерация , ассонанс)
Часть 2
-
Почему строфа начинается с противительного союза?
-
Главный образ этой строфы? Как длина строк помогает выразить настроение строфы?
-
Что значит эпитет "зияющее дуло”? Какие ассоциации вызывает это слово, как оно звучит?
-
Какие сочетания согласных звуков вызывают напряжение?
-
Какой приём лежит в основе этой строфы?
-
Что символизируют ОЗЕРО и ДУЛО?
Часть 3
-
Какие метафоры использует автор? Как вы их понимаете?
-
Почему поэт не использует слово "выстрел”?(аллитерация, смена ритма)
-
В чём особенность глагола "обрушилось”?
-
Какие чувства вы испытываете?
Часть 4
-
Почему журавли "рванулись в вышину”?
-
Роль олицетворения "рыданью вторя”?
-
Какое сравнение использует автор?
-
Как звукопись помогает передать силу горя? Роль однокоренных слов, эпитетов.
Часть 5
-
Что вернула природа птицам? Роль эпитетов? Почему стало возможным вернуть птицам веру?
-
Какие слова можно выделить интонационно?
-
Только ли о птицах эти строки?
Часть 6
-
Зачем нужна заключительная часть?
-
Какие чувства переплетаются в строфе?
-
Какую смысловую нагрузку несёт алый цвет зари, что символизирует заря?
-
Как нужно читать заключительные строки?
Заключительное слово:
Если проследить движение наших чувств, то мы увидим, что они движутся по кругу, как и наша жизнь, которая продолжается, несмотря ни на что. Необходимо только помнить обо всех смелых, сильных духом, о тех, кто оставил свой след в жизни. Очень важно, чтобы не нарушилась связь поколений, тогда каждое утро будет освещено восходящим солнцем.
Домашнее задание:
Ответить письменно на один из вопросов:
-
Расскажите о чувствах, которые вы испытывали, читая стихотворение.
-
О чём заставило задуматься стихотворение? Подготовка к сочинению – анализу стихотворения
Терминологическая пятиминутка:
1. Игра "Видимо-невидимо”* – эпитет, антитеза, олицетворение, метафора, аллитерация, ассонанс, символ, интонация, композиция, ритм, сравнение, инверсия, хорей, пиррихий, амфибрахий, анапест, спондей.
2. Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках
1. Лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся… |
1. эпитет |
2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал |
2. олицетворение |
3. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком |
3. метафора |
4. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. |
4. сравнение |
5. Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башне умирает |
5. аллитерация |
Ответы: (2,5,1,4,2)
Слово учителя:
Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого "Журавли”. Произведения Заболоцкого проникнуты мыслью о единстве всего мироздания. Человек и природа едины, постоянно взаимодействуют друг с другом, живут по одним законам. Именно об этом стихотворение "Журавли”. Наша задача на уроке – собрать материал к сочинению – анализу этого стихотворения.
Чтение стихотворения.
Запишем в тетради: "При чтении стихотворения возникают чувства…”
-
Почему стихотворение названо "Журавли”? (центральный образ стихотворения) Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
-
Только ли о журавлях это стихотворение? Какие слова свидетельствуют о том, что речь идёт не только, и не столько о журавлях, сколько о людях?
Запишем в тетради: "В стихотворении говорится о…”
Запишем в тетради: "Композиционно стихотворение делится на…, так как…”
Запишем в тетради: "Стихотворение звучит…, так как…”
Работа в группах:
Шесть групп. Каждая группа работает с определённой частью стихотворения по плану:
-
Выразительно прочитать часть, озаглавить её.
-
Определить тему, основную мысль части.
-
Определить настроение.
-
Какими художественными средствами создаётся настроение (фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень)
Задача группы подготовить к выступлению самого слабого учащегося.
Отчёты групп:
Учащиеся при прослушивании выступлений записывают в тетради наблюдения, сделанные одноклассниками.
-
Какие вопросы возникли у вас, но вы не услышали ответы на них?
-
Какие выводы вы можете сделать? Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателей?
Оценка работы каждого в группах.
Домашнее задание:
Используя материалы наблюдений, написать сочинение – анализ стихотворения.
Литература:
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство "Первое сентября”, 2000. |